NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ГРАНИЦА МЕЖДУ «МЫЛОМ» И КИНО
Новый проект ОРТ «Граница» может разграничить телевизионные сериалы на два разных жанра
       
Кадр из сериала "Граница"
  
       
Отношение к телесериалам — «мыло», оно и есть «мыло», и чего от него, кроме рейтинга, и ждать! — появилось в начале 90-х, когда все, словно глаза открыв, обнаружили, что бесконечные латиноамериканские телесаги способны при минимальных затратах держать зрительское внимание до бесконечности. И при этом забыли, что многосерийные телевизионные фильмы в течение двух десятков лет до начала «мыльной эры» уже были самыми любимыми и самыми рейтинговыми творениями тогдашнего советского ТВ. Рейтинговых замеров в ту пору не проводилось, но улицы, пустеющие во время «Семнадцати мгновений...», «Места встречи...» и «Вечного зова» точнее любого пиплметра определяли рейтинг и долю.
       Всю первую половину 90-х было ощущение, что, забыв этот уникальный опыт, наши новые каналы рванули по иному — «намыленному» — пути. И только в этом сезоне появились первые проблески возрождения того нашего настоящего многосерийного телефильма, который хочется назвать не «мыльной оперой», а именно фильмом. С реальными чувствами и реальными страстями, хоть и перехлестывающими через край. С хорошим сценарием. С отличной картинкой, светом, музыкой. Со всем тем, что отличает друг от друга фильмы, похожие на жизнь, и фильмы, похожие на искусство.
       Наверное, ради приличия следовало бы подождать, пока в эфире первого канала пройдут хотя бы несколько серий нового сериала (здесь его называют «кинороманом» или «Таежным романом») «Граница», спродюсированного Константином Эрнстом и Анатолием Максимовым и снятого Александром Миттой, а тогда уж писать. Но мне привелось посмотреть фильм еще в черновой сборке. И, вставив кассету в видео с намерением посмотреть в этот вечер только первую серию, я так и не смогла оторваться от экрана, пока не досмотрела все до конца (правда, мне не мешала реклама, что при эфирном просмотре, конечно, невозможно).
       Конечно, новому проекту ОРТ обеспечен рейтинг, для этого есть все предпосылки. Сериал — это раз. Отечественный — два. О любви — три. С интригой, кровью и убийствами, но без братвы и ментов — четыре. С прекрасными актерами (одно явление Окуневской чего стоит) — это пять...
       И главное: с присущим Александру Митте умением, захватив внимание смотрящего, абсолютно точно распределить зрительский интерес на все время киноповествования. Ощущение, что тебя посадили в локомотив сюжета, пустили по американским (или русским?) горкам интриги. Только-только выбрался из одного поворота, собрался было на кухню отойти, как тебя снова заносит в еще более крутой вираж — и хотел бы, да не оторвешься, и дух захватывает.
       И ты уже не в стылом декабре 2000-го жуешь свой остывший ужин, гоняя пультом с канала на канал, а в летней тайге 1970-го, из-за сплетенных ветвей глядишь, как обезумевший от ненависти и любви Никита Голощекин (великолепно сыгранный Алексеем Гуськовым) пытается спровоцировать на границе перестрелку, в которой, по его расчету, должны погибнуть его жена Марина (наконец-то Ольге Будиной есть что играть, кроме лесбийских мотивов, как в «Чеке» и «Дневнике его жены») и ее любимый Иван (Марат Башаров). Или идешь по вагонам поезда дальнего следования вслед за Галей Жгут (Елена Панова), из покорной гарнизонной жены в одночасье превратившейся в рисковую карточную шулершу ради спасения своего непутевого мужа (Михаил Ефремов), проигравшего неслыханную по тем временам сумму — 20 тысяч... «Зритель приходит к нам холодный, как собачий нос... Мы должны вырубить его из его мира и погрузить в наш» — так задачу режиссера Митта формулировал на бумаге. И это на все 100% ему удалось на экране.
       Кроем платьиц и военной формы, видом красных десяток и синеватых двадцатипятирублевок старого советского образца, холодильников «ЗИЛ» и телевизоров «Темп», классической сервировкой любого застолья тех лет с непременной бутылкой «Советского шампанского» фильм заманивает кого в детство, кого в молодость, кого в молодость родителей. И на все восемь серий прописывает в том дальнем пограничном гарнизоне, где кипят страсти почище шекспировских. Но вскоре на приметы времени перестаешь обращать внимание. Страсти-то ни от времени, ни от расстояния до столиц не зависят. Как и наше зрительское сопереживание зависит не от времени и места действия, а от уровня рассказанной истории, от качества кино. И сейчас, в декабре 2000-го, полным-полно домов с такими же крохотными квартирками с проходной комнатой, где стоят такие же тяжелые шкафы, модные в конце 60-х кресла и раскладные диваны...
       Митта — профессионал. Несколько лет назад в журнале «Киносценарии» Александр Наумович публиковал свои лекции высшего кинематографического мастерства. Разжевывал понятия, известные каждому подсобному киномастеровому в Голливуде, но требующие длительного вбивания даже в головы мастеров экстра-класса в стране, некогда разделившей высокое искусство и массовое кино высоченным забором.
       Митта на пальцах объяснял правила «хорошо рассказанной истории», «стратегию контакта от нуля к катарсису через полтора часа непрерывной вовлеченности в действие», втолковывал, что фильм — это «машина, производящая и излучающая в зал неслыханную энергию, заставляющую миллионы плакать и смеяться» и разжевывал, что без «саспенса» — момента, когда зритель неизбежно отожествляет себя с героем и сопереживает каждому его шагу, — успеха не видать. В нашей жизни слишком часто теория расходится с практикой, и те, кто умеет учить, ничего не умеют делать сами. Но если это правило, то Митта — счастливое исключение. Четко и талантливо сформулировав основные принципы хорошего кино, Митта не менее четко и талантливо показал, как эти принципы нужно реализовывать.
       Кроме общей интриги сериала, Митта заводит внутреннюю пружину каждой новой серии, открывая то одного, то другого героя с неожиданной стороны, ломая навязшие сериальные штампы плохих и хороших героев и не позволяя зрителю что-либо (кроме счастливого финала) предугадать и соскучиться раньше времени.
       Может, кто-то, прочтя эти заметки и посмотрев на следующей неделе сериал, упрекнет меня за наивные надежды, но мне все же кажется, что у «Границы» есть все шансы стать границей между сериальным ширпотребом и настоящим качественным кино, которое должно приходить к вам в дом из вечера в вечер.
       
       Елена АФАНАСЬЕВА
       
04.12.2000
       

Отзыв





Производство и доставка питьевой воды

№ 69
4 декабря 2000 г.

 Обстоятельства
Россия во мзде
"Хорст Вессель" вместо Бетховена в качестве гимна Германии?
А лучшие пойдут в увольнение
Новую песню придумала жизнь
 Подробности
Посадить редактора!
Привести анфас в соответствие с профилем?
 Расследования
Российский путь к коррупции
Как украсть миллионы…
Марионетки
Качканарский мир лучше доброй ссоры
Что стоит за обысками в банковских офисах Санкт-Петербурга
 Власть и люди
Как Починок погрузился во тьму
 Власть и деньги
Деприватизация невозможна
Пауки в банках
Вечно крайние
Будет ли Россия банановой республикой
 Общество
Боевик, который не любит воевать, или Генерал в своем лабиринте
Кто поможет детям Чечни пережить зиму
Кузбассовцы - твердые, но хрупкие
 Навстречу выборам
"Лиман бразерс" хочет обладать Тюменской областью. Всей
Фальстарт по-иркутски
 После выборов
Картина Путина "Не ждали". Полгода президенства глазами избирателей
Воронежский клоп-черепашка. У власти Черноземья вся спина красная
 Четвертая власть
Дума за игру на деньги
Теленовости от…
Граница между "мылом" и кино
Кардинал из полпредства
Народ не того формата
 Регионы
О дезертирах - с любовью
"Бешеных псов" не отпускают из Чечни
Аркадий Гайдар отдыхает
 Точка зрения
Программное заявление Российской объединенной социал-демократической партии. Проект к II съезду РОСДП
 Наука
Двойной налог с детей
 Сюжеты
Провинциалы
Русская лень - мать качества
 Спорт
ФСБ против ЦСКА - 2. Почему спецслужбы вмешиваются в дела футбольной команды
Акция "Новой газеты" "Золотая карточка"
 Библиотека
Наум Коржавин. В соблазнах кровавой эпохи
 Культурный слой
Елена Гремина: У молодых драматургов - отчаянный гражданский темперамент
Тихон Хренников - телохранитель музыки


 Ведущий номера:
Олег           
ХЛЕБНИКОВ

Новая почта
Введите ваше регистрационное имя
Введите ваш пароль

Регистрация


   

   

2000 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100