NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

«КУБАНСКИЕ КАЗАКИ» КАК МОДНЫЙ ТОВАР
Выставка Владимира Любарова «Наша улица» в ЦДХ
       
Владимир Любаров. Голуби. 1999 год.

       Мне уже доводилось писать о выставке Владимира Любарова — два года назад для одной ежедневной газеты. Текст получился довольно скептический. Каково же было мое изумление, когда на сверстанной полосе обнаружились сразу две любаровские картинки: так они приглянулись сотруднику отдела культуры.
       Вот она — великая сила искусства, преодолевающая злопыхательства критики!
       
       
Помнится, в тот раз речь шла о том, что в современных художествах зрителя нередко устраивает вторичность. Мы готовы восхищаться случайными удачами Анатолия Зверева, позабыв виртуозные акварели Фонвизина, его прямого предшественника. Всерьез рассуждаем о живописи Слепышева, отрешившись от наследия Древина... Вот и место истинного наивного искусства в нашем сознании теперь постепенно занимает живопись Любарова.
       При том, что художника в непрофессионализме не упрекнешь: за его плечами — огромный опыт работы в полиграфии, знаменитый некогда журнал «Химия и жизнь». А еще было издательство «Текст», иллюстрации к книгам — от Гофмана и Распэ до братьев Стругацких. И даже оформление водки «Завалинка» — дело его недрогнувших рук.
       Отрешившись в начале
       90-х от книжно-журнальной графики, художник взялся за кисть. Любаров верно почувствовал потребность городского жителя — главного своего зрителя (и возможного покупателя) — в романтическом взгляде на бытование постсоветских пейзан и пейзанок; создал цикл «Деревня Перемилово», посвященный несколько фантасмагорической, но все же реальной жизни российской глубинки.
       Тайну воздействия наивного искусства, привлекающего своей непридуманностью и остротой, пытались раскрыть многие графики и живописцы. У авторов подлинного примитива Любаров верно подсмотрел возможность изображения «негармоничных» сюжетов, перед которыми художник-профессионал чаще всего просто робеет. В лучших из представленных вещей вроде графического листа «Леша кушает арбуз», живописного «Понедельника» или натюрморта с халами, удачного именно что своей безыскусностью — просто хлеб, неожиданно и остро увиденный на столе, — Любаров мастеровит и, главное, искренен.
       Но всякое удачное начинание рано или поздно себя исчерпывает, подталкивает к самоповтору. В результате рискованное соединение профессиональной графики с языком живописного примитива по степени достоверности сегодня оказывается совершеннейшими «Кубанскими казаками», только на новый лад. Праздники, пикники, вечеринки. На краю деревни, на фоне поленниц и стогов танцуют танго какие-то добродушные дядьки, дородные балерины в очках также готовятся к выступлению, не менее полновесная купальщица собирается погрузиться в пруд, заполненный мужчинами в головных уборах...
       Язык мультипликационного гротеска мил, но вряд ли уместен именно на холсте. И судить эти работы по законам станковой живописи совершенно невозможно.
       Выставка «Наша улица» — очередная добротная серия бесконечного любаровского комикса. Теперь среди персонажей появились и «лица еврейской национальности». Что оказалось экономически целесообразно: «Зимний философ», лежащий на заснеженной скамейке на фоне пасторального пейзажа в мареве зимнего вечера (в запорошенной руке он сжимает яблоко — непроизвольный привет автору «Сказки сказок»), продан сразу после вернисажа. Среди прочих сюжетов есть и «Канун субботы», и «Праздник Суккот». Наделяя новых героев знаковыми пейсами и черными одеждами, давая им в руки пухлые томики Торы и размещая их на фоне все тех же перемиловских пряничных домиков, Владимир Любаров все время как бы подмигивает нам: все это — понарошку, не принимайте всерьез! (Как все это неуместно на фоне недавно показанного по ОРТ пронзительного документального фильма «Еврейское счастье», посвященного неразрешимым проблемам Биробиджана.)
       И это — лучшая, самая заметная и, возможно, наиболее успешная выставка ЦДХ последнего полугода.
       
       Выставка «Наша улица» открыта в ЦДХ на Крымском Валу до 3 декабря.
       
       С. С.
       
27.11.2000
       

Отзыв





Производство и доставка питьевой воды

№ 67
27 ноября 2000 г.

 Обстоятельства
Куда падают российские ракеты
Коган - это Абрамович сегодня?
Бруней стал диагнозом Кремля
 Подробности
Храните деньги в банках! В стеклянных
Армия тылом крепка
 Реакция
Анна Политковская отвечает на ваши вопросы
 Расследования
Чему научилась швейцарская прокуратура у российской
Скандал в оборонном семействе
 Власть и деньги
Главная битва Бориса Березовского
 Общество
Военно-полевой обман
Тот самый дом на улице Лизюкова
 Геополитика
Должен ли Трошев принять ислам
 Навстречу выборам
Параллели и меридианы тюменских выборов
Третий срок для Шаймиева
Президент… оптом и в розницу
 Четвертая власть
Константин Эрнст: Я решил заткнуть пробоину сам
Фокусник информации. Психологический портрет Павловского Г.О.
 Регионы
Топить будут. Когда растает река
Гений дзюдо
Фальшивый профиль
Самогон из Кремля
Халява, плиз
Снесло башню
 Точка зрения
Второй закон демократии
 Сюжеты
Что-то с памятью моей…
Подиум на границе столетий
Путешествие тов. Бендера в Турцию
 Спорт
ФСБ против ЦСКА. Почему спецслужбы вмешались в дела футбольной команды
 Библиотека
Мы были когда-то жителями травы, и это время называлось: детство
 Культурный слой
Эдисон Денисов как единство и борьба противоположностей
Год назад открылся Московский музей современного искусства
Выставка Владимира Любарова "Наша улица" в ЦДХ
Чайка над тайгой
 Информация
Это новое слово call-центр
"Бинго": результаты розыгрыша


 Ведущий номера:
Игорь   
БАБКОВ

Новая почта
Введите ваше регистрационное имя
Введите ваш пароль

Регистрация


   

   

2000 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100