NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖЕ, НО УДОБОВОЗИМЕЕ
       
       Лето выдалось на редкость холодное и дождливое. Из московского неуюта граждане желают массово переместиться в теплые края. Мигрировать от непогоды к морю и солнцу. За границу ехать — тратить золотой долларовый запас. Да и наездились уже в Турцию, наверное. Вот и занялись освоением родных просторов. Вплотную. По данным МПС, объем пассажирских перевозок в районы Черноморского побережья Кавказа и Кавказских Минеральных Вод увеличился более чем в два раза. А все перевозки в целом в период летних отпусков по сравнению с прошлым годом возросли более чем на треть. Это объяснимо. Как раз перед началом сезона отпусков авиакомпании резко взвинтили цены. Летайте самолетами «Аэрофлота» — цены заоблачные. Билет в один конец — месячная зарплата скромного труженика. Поездом получается гораздо дешевле. Плюс — живописные картины российской жизни за окном
       
 Рисунок С. Аруханова
 
       
В МПС ажиотажа ждали. Готовились. Только на южные направления к курортному сезону подогнали свыше трех тысяч дополнительных поездов. Но даже этого оказалось мало — в середине лета на южные маршруты запустили еще 380 составов.
       Тяжелее всего работникам рельса и шпалы пришлось в конце августа. Это совершенно понятно — едут на юга в течение всего лета, а возвращаться к первому сентября нужно практически всем. Кому в школу, кому к станку. Когда едешь отдыхать — о будущем обычно не заботишься. Главное — туда. Вот оно, море, вот оно, солнце — какой такой обратный билет? Ажиотаж начинается в последних числах августа, когда с мест отдыха каждый день возвращаются более 200 000 пассажиров. Билеты есть у 70 процентов, которые позаботились заранее. 30 процентов в истерике штурмуют билетные кассы: «Дайте каждому пассажиру по мягкому месту!» — и почему-то винят во всем не собственную безалаберность, а злых работников Министерства путей сообщения. И делают это совершенно зря. Закупать дополнительные поезда, которые весь год будут простаивать, а ездить только в пиковые дни конца лета, понятное дело, нерентабельно. Единственный способ помочь несчастным — предложить им забытые третьи полки. Плюс — ремни безопасности, чтобы любители экстремального катания не свалились в ночи на удачливых товарищей снизу.
       Другого выхода нет — количество желающих проехать железнодорожным транспортом этим летом оказалось больше ожидаемого. За три месяца МПС планировало перевезти 46 миллионов пассажиров — перевезли 47. Пассажиропоток по сравнению с летом прошлого года возрос на 22 процента. К тому же, как и было обещано, цены не повышались, и все льготы были сохранены. Себе в убыток. Плюс ко всему совершенно бесплатно перевезли свыше двухсот тысяч детишек из депрессивных регионов Севера в благополучные районы — проветриться. Себе в убыток. По словам руководителя департамента пассажирских сообщений МПС Валерия Шатаева, от этих перевозок железнодорожники потеряли около 3 миллиардов рублей на дальних и 5 миллиардов на пригородных перевозках. В основном это произошло из-за огромного количества льготников и недостаточного финансирования со стороны государства.
       За последние 10 лет оно полностью прекратило финансировать железнодорожный транспорт. В то время как именно государство все-таки является официальным «хозяином». Понятно, что так продолжаться дальше не может и необходимы реформы. По сути очень простые. МПС остается государственным органом и занимается бумажным официозом, а хозяйственная часть преобразуется в государственную акционерную компанию «Российские железные дороги», куда будут входить железные дороги и все предприятия этих дорог. В течение года-полутора в законы будут внесены изменения по этому поводу, и все будут довольны. Потому что при таком раскладе железные дороги смогут приблизиться к самофинансированию, к которому так стремятся.
       Деньги нужны в первую очередь на «обновление основных фондов», как говорят в МПС. То есть на покупку новых вагонов и ремонт старых. За последние 10 лет пассажирские вагоны в среднем постарели в 2 раза. На российских просторах можно встретить даже составы из серии «эхо войны». Комфорт соответствующий.
       К следующему году МПС планирует запустить 500 новых вагонов — прежде всего на курортных направлениях, с повышенным уровнем комфорта. Там будут и телевизоры, и чистые туалеты, и даже климатоустановки. Это такая система, при которой каждый сможет установить в районе своей полки ту погоду, которая ему приятна. А не валяться в ногах у злобной старушки на соседней полке, умоляя ее «приоткрыть окошечко, ну хотя бы чуть-чуть».
       В общем, ездить будем чуть ли не в гостинице. Да еще и с вежливыми проводниками. К следующему сезону МПС планирует подготовить около 12 000 проводников, специально обученных и натасканных по системе «клиент всегда прав». А вот если МПС найдет еще и средства для увеличения зарплаты проводникам до достойного уровня, вот тогда нас будут любить и лелеять. Возможно, даже приносить кофе в постель.
       Во всяком случае, кормить нас точно обещают на месте. То есть в поезде. Качественной едой — как в вагонах-ресторанах, так и приносить комплексные обеды в купе. Как в самолете. Как комментирует это Валерий Шатаев: «Надо уйти от старушек на перроне, которые предлагают горячее мясо и картошечку, а потом возникает масса претензий с санитарными проблемами». В том плане, что туалетов в вагоне всего два.
       Все это хорошо, но бесплатно только — сами знаете где, поэтому цены нам чуть-чуть повысят. Несогласным можно только предложить летать самолетами «Аэрофлота».
       
       Юлия НИКОЛАЕВА
       
04.09.2000

Отзыв

№ 44
4 сентября 2000 г.

 Обстоятельства
А запах?
Иммунодефицит - от фидеров
Почему в России не осталось морских спасателей
Кто будет поднимать "Курск"
Нас ждут техногенные катастрофы
Чеченские тайны черноморского флота
Как победить таможню
Гоп-стоп на таможне
 Подробности
Кто стоит за войной в Азии?
Теперь известно, кто "заказал" Амана Тулеева
Проверка воем
Почему в Забайкале военные - бомжи
Его домом была улица Марата. А теперь - весь Париж
Железнодороже, но удобовозимее
 Расследования
Чеченский 37-й. Берут ли федеральные войска заложников в Чечне
 Власть и люди
Зачем президенту плохая столица
Зачем генералы МВД пишут гневные письма Лужкову
Алюминиевая опера - интервью с Анатолием Быковым
 Общество
Кремль и "Яблоко" сошлись во взглядах на армию
Брат по праву. Что думает главный правозащитник Европы о России
 Четвертая власть
Глеб Павловский: Мне не известна власть, которая не лжет
Акция "Новой газеты": Олигархи чинят телевизор
Дуэт РТР и ОРТ под руководством Лесина
Если отнять у народа привычку - становится страшно
 Регионы
В мэры Сочи рвется московский клерк О. Бойко
40 кг денег для главы администрации
Олигарх из Саратова
 Точка зрения
Симуляция жизни
 Инострания
Допрос премьер-министра Англии
 Сюжеты
Ворота в Бразилии открываются ногами
 Спорт
Главное для нас - не опозориться…
Подмосковье без медалей не останется
 Культурный слой
Тень писателя. Веничка так и не увидел Кремля, зато добрался до Фудзиямы
Мы все вышли из ливреи Фирса
Итоги мультфестиваля "Крок"
Скандал в Большом театре
Рэй Брэдбери. "Дж. Б. Ш., модель 5"


 Ведущий номера:
Олег           
ХЛЕБНИКОВ

Новая почта
Введите ваше регистрационное имя
Введите ваш пароль

Регистрация


   

   

2000 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100