NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

НЕДЕЛЮ ПЬЕМ ЗА ВАС
Петр Тодоровский и Георгий Данелия родились под одним знаком — таланта
       
       
Впору воспользоваться остроумием одного российского генерал-губернатора (не из нынешних), опоздавшего поздравить Государя с днем ангела и пославшего ему телеграмму: «Третий день пьем Ваше здоровье».
       Только таких телеграмм нам надо посылать сразу две, и придется менять в них цифры: Петру Тодоровскому — «пятый день», Георгию Данелии — «шестой». Ну Данелия-то, положим, сам виноват: за десять дней до своего юбилея принял обет молчания — отказывался от всех интервью, милостиво позволяя только себя фотографировать.
       А вообще оба юбиляра — и семидесятипятилетний Тодоровский и семидесятилетний Данелия — заслуживают того, чтобы пить за их здоровье как минимум неделю. И своими фильмами безусловно побуждают это делать. «Я так думаю!» (Ф. Мкртчян — Хачикян, «Мимино»).
       Итак, два мэтра нашего кино родились с разницей всего в один день (и пять лет). Но все-таки объединяет их прежде всего не знак зодиака — взгляд на жизнь и понимание кино.
       Это взгляд проницательный, но добрый, грустный, но и озорной. И кино Тодоровского и Данелии легче всего определить одним словом, как бы его ни дискредитировали неуместными употреблениями, — человечное.
       Наверно, это и есть жанр. Потому что трагическое и комическое в лентах этих режиссеров неразрывно. Ну в самом деле, нельзя же сказать, что «Не горюй!», «Афоня» или «Мимино» Данелии в чистом виде комедии (куда деться от печальных глаз аристократичного Бенжамена Глонти и самоотверженного Хачикяна?). Впрочем, и трагикомедиями их тоже не хочется называть. Так же как не поворачивается язык определить словом «мелодрама» фильмы Тодоровского «Военно-полевой роман», «Любимая женщина механика Гаврилова», «По главной улице с оркестром» и «Анкор, еще анкор!» (вспомните хотя бы солдатский хор, поющий про солнышко, и скачущего за своими спьяну написанными письмами героя Ильина) или «Осенний марафон» Данелии (тут одного Леонова — с избытком на целую комедию).
       Это на видеокассетах пишут: «остросюжетный боевик», «фильм ужасов» или «жестокая мелодрама». Настоящее кино таким однолинейным терминам соответствовать не хочет, да, наверно, и не умеет.
       Если кинозритель превращается в потребителя, который точно знает, чего ждет от кинотовара — безудержного веселья, умеренного ужаса или разгадывания простенького сюжетного кроссворда, — это смерть кино как искусства. Потому что настоящее искусство — всегда непредсказуемо, даже для его творца, а «талант — единственная новость, которая всегда нова» (Пастернак).
       И, право же, картины Данелии и Тодоровского новей всех стерео-долби «Звездных войн» и глубже голливудских оскароносцев. Собственно, они ближе к русской литературе, чем к разноцветным голливудским игрушкам. Потому что их главный герой — открытый именно русской литературой XIX века внутренний человек (в узнаваемых внешних обстоятельствах), а не биоробот, подчиняющийся унифицированной программе а-ля фрейдистского психологизма.
       Неужели узнаваемость внешних — советских — реалий станет препятствием для восприятия «Военно-полевого романа» или «Мимино» поколением наших детей, за которых выбрали пепси?
       Неужели тот наш общий язык, который сформировали и книжные, и особенно киноцитаты, обеднеет на несколько десятков крылатых слов, подаренных нам Данелией и Тодоровским, и сведется к надоевшим рекламным слоганам?
       Не хочется в это верить. И, наоборот, очень хочется надеяться, что наше экономическое и рыночное убожество (вкупе с техногенными катастрофами) не помешает Тодоровскому и Данелии снимать и показывать массовому зрителю свои новые, совсем не «американские» фильмы. Жанр которых будет точно так же трудно определять, а эпизоды невозможно не пересказывать.
       Вот за это мы и пьем уже шестой день, поздравляя юбиляров.
       
       Олег ХЛЕБНИКОВ
       
31.08.2000

Отзыв

№ 43
31 августа 2000 г.

 Обстоятельства
ЕЛЕвидение кремля
 Подробности
А слухи не тонут. Взгляд на "Курск" из-за океана
Учимся считать с 01
 Расследования
Пожизненно виновны - 2
 Специальный репортаж
В бразилии гоняют мяч и дьявола. Но забивают только голы
 Общество
Беженцев из Ингушетии не прогонят
Тупик Гантамирова
Генералы, идите в баню!
 Четвертая власть
Рыбачка "Sony"
Благородство в эпоху катастроф
Краткое содержание того, что видят другие
С днем рождения, "Говорит Москва"!
 Точка зрения
Железное здоровье. Предусмотрено Концепцией реформирования отрасли
 Наука
Национальный праздник незнаек
 Свидание
На вопросы "Новой газеты" отвечает Александра Маринина. Каменская это я?
 Сюжеты
В мозгах ни пятнышка сомнений
 Культурный слой
Проза. Алла Ярошинская. Кремлевский поцелуй
Можно покинуть дом. Но куда деться от соседей?
Долог путь до хеппи-энда
Московские галереи: выставки сентября
Благородный волк. Памяти Валерия Приемыхова
Петр Тодоровский и Георгий Данелия родились под одним знаком - таланта
 Информация
"ТВ Бинго Шоу": Азарт на службе МЧС


 Ведущий номера:
Георгий      
РОЗИНСКИЙ

Новая почта
Введите ваше регистрационное имя
Введите ваш пароль

Регистрация


   

   

2000 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100