NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ВОЗРОЖДЕНИЕ РЕЗНОЙ ИКОНЫ
       
       Постоянный рост интереса к русской истории, ее религиозной культуре и церковному искусству дал жизнь и импульс к творчеству тем современным художникам, которые стремятся не только сохранить, но и развить старые традиции. Тем интереснее знакомство с творчеством художников Инессы и Рашида АЗБУХАНОВЫХ, возрождающих резную икону. Сегодня они — гости нашей газеты
       

 
       — У вас совсем недавно прошла выставка в Государственном историко-культурном музее-заповеднике "Московский Кремль", в Патриаршем дворце, приуроченная к 2000-летию христианства. Расскажите немного об этой выставке.
       Инесса: Нам предоставлена честь выставляться в Патриаршем дворце Московского Кремля, построенном в XVI веке патриархом Никоном. На фоне лучших произведений художников прошлых веков резные иконы смотрелись очень органично. Мы возрождаем почти забытое древнерусское искусство резной иконы. Возрождаем не в прямом смысле, потому что оно никогда не было полностью утеряно. Но на протяжении ста лет у нас никто не занимался этим достаточно серьезно. Мы же избрали это своей основной профессией.
       — Расскажите, пожалуйста, об истории резной иконы на Руси.
       И.: Первые резные иконы, которые были привезены к нам из Византии, были из твердых пород дерева или из кости. И они почитались наравне с писаными иконами. Пышный расцвет резной иконы был до XVI века. Например, на Руси было много храмов, посвященных Николе Угоднику и Праскеве Пятнице. И в каждом храме был именно их резной образ. Очень много на Руси уделялось внимания резной иконе, но в XVI веке произошел раскол в церкви. После этого резная икона была запрещена как пережиток язычества и католицизма.
       — Чем отличаются ваши работы от работ других художников?
       И.: Резной иконой занимаются немногие профессиональные художники. Но у каждого есть свой стиль, почерк, свой разговор со зрителем. Что это значит? Кто-то говорит громко, торжественно. Наши иконы очень спокойны, и самая главная задача — чтобы зритель подошел, медленно, мягко погрузил свой взгляд в работу и стал думать. Это, мне кажется, самое важное. Мы создали свой стиль, где иконы монохромные. Это чистое дерево — без всякого покрытия, без лака, без пигментов, без цвета.
       — Вы работаете вдвоем, а сколько за это время вами создано работ?
       Рашид: Совместно работаем больше десяти лет и создали более ста икон.
       — Как вы пришли к резной иконе?
       И.: Это направление выбрано не сразу. Пятнадцать лет назад мы пришли в храм. Нами были сделаны иконостасы в Нижнем Новгороде, Лобне Московской области и, конечно, в Дмитрове — в городе, где мы много и плодотворно работаем в церкви. Нами изготовлено много алтарной мебели: клоты, жертвенные столы и много других культовых произведений. И потом мы делали шаг за шагом навстречу резной иконе. Сначала — маленьких размеров, с использованием цвета, это были копии со старых икон. Потом мы поняли, что наше отношение к иконе и отношение художников прошлых веков к иконописному образу совпадают. И выбрали своей темой и целью возрождение резной иконы.
       — Известно, что выставочная деятельность является творческим отчетом для любого художника.
       Р.: Когда мы начали делать резные иконы, перед нами встала задача донести их до людей. Но очень сложно донести работу, которая находится в мастерской. Для этого надо участвовать в выставках. И чем больше выставка, тем больше людей ее посещает. А начали мы с маленькой выставки в Дмитрове. Потом были совместные выставки, и постепенно, с годами мы уже подошли к таким музеям, как Коломенское, Музей истории и реконструкции Москвы, Государственный исторический музей и музеи Кремля. В ГИМе и музеях Кремля у нас были персональные выставки. Конечно, мы несказанно рады, что наши работы находятся в этих музеях, так как после выставок музеи приобретают наши работы: оставляют их на хранение и в экспозициях выставляют. Наши работы находятся также у первых лиц государства — у королевы Нидерландов Беатрикс, первого президента России Ельцина, мэра Москвы Лужкова, а также в частных коллекциях русского искусства в России, США, Австрии, Великобритании, Германии, Франции.
       — Но ваши работы были представлены и на выставках за рубежом.
       Р.: Наша активная творческая жизнь началась в 1990 году, когда мы впервые выставились не у себя на родине, а в Европе. Это была Германия. А потом были выставки в Австралии — в Сиднее, в Национальном музее. Были совместные выставки в Америке, Голландии, практически во всех странах Центральной Европы.
       — Интересно узнать: где вы учились?
       И.: Мы окончили Абрамцевское художественно-промышленное училище имени Васнецова, которому уже более 120 лет. Это училище имеет большие корни, и именно декоративно-прикладного направления. Его основателями были такие известные художники, как Нестеров, Васнецов, Поленов. Там работали Серов, Врубель, от них осталось много работ декоративно-прикладного искусства. Эти корни очень помогают художнику развиваться.
       — Как вы пришли к совместному творчеству?
       Р.: После окончания училища Инна занималась керамикой, а я — деревом. Но жизнь так все поставила, что мы решили посвятить себя одному виду творчества, и выбрали дерево. На протяжении 15 лет мы этим и занимаемся.
       — Какой материал используется для изготовления резной иконы?
       Р.: В своих работах мы используем в основном древесину липы — это очень красивый, пластичный, вязкий материал с неярко выраженной текстурой.
       — В своих работах вы используете только библейские сюжеты?
       Р.: Мы используем те сюжеты, которые нам интересны. Это христианские мотивы и исторические темы. Поэтому наша тематика очень разнообразна.
       — Какие инструменты используются в работе?
       Р.: Более трехсот разнопрофильных стамесок и электроинструмент. Собирался он на протяжении многих лет. Есть и такой, который имеет столетнюю историю. Таким инструментом работали и в древности.
       — У вас двое детей — маленькой три с половиной года, а старшей уже тринадцать. Не пробовала ли она заниматься резной иконой?
       И.: Помимо того что мы работаем над созданием образов резной иконы, я еще преподаю в Дмитровской детской художественной школе. Старшая дочь занимается в этой школе. Будет ли она художником, когда вырастет, пока еще неизвестно. Но она варится в этой "каше", видит, что мы делаем. Часто спрашиваем у нее совета — что нравится, а что нет. И если она делает замечание, то мы задумываемся над ним, ведь взгляд ребенка со стороны — он очень верный. На наши выставки очень часто приходят дети. Если им интересно и они оставили еще хорошие отзывы, для нас это очень важно.
       — Было ли что-нибудь необычное на выставке, проходившей в Московском Кремле?
       И.: Да, было одно явление, которое поразило всех. Цветы, стоявшие рядом с иконой Владимирской Богоматери, не вяли в течение четырех недель. Эта икона — покровительница не только Москвы, но и Кремля. Она стояла в центре зала, и розы не только не увяли, но даже благоухали.
       — Кто помог провести эту выставку?
       И.: Слова огромной благодарности мы хотим сказать главе нашего района В. Гаврилову. Ведь без его помощи, а также Традо-банка и международного общественного фонда "Правопорядок-Центр" не состоялась бы эта выставка. Благодарим этих людей, которые проявили меценатские способности и дали возможность на самом высоком уровне провести выставку. Город подарил музею резную икону Иоанна Предтечи, которая была высоко оценена искусствоведами.
       
       P. S.
       Можно только предполагать, вернется ли резная икона в интерьер православных храмов. Но безусловно одно: терпение, вера и талант художников помогут возродить это старинное искусство.

       
       Юрий БЕРГЕР, Московская область, Дмитровский район
       
28.08.2000

Отзыв

№ 42
28 августа 2000 г.

 Обстоятельства
Все хотят выть. Но по разным причинам
Они погибли за Родину, а не из-за
А за него остались "пацаны"
 Подробности
Чиновники Лубянки и минсвязи РФ легализуют правовой беспредел
 Расследования
"Мы тут - тушенка" - 2
Признания выбивают пытками
 Власть и люди
Волков, на выход! С вещами
 Общество
Война на вырост
Без вести пропавшие и без совести живущие
 Четвертая власть
Телепартийность 2000
Евгений Кириченко: В России нет свободы слова!
Аркадий Мамонтов: Я спросил адмирала, почему он врал мне
 Регионы
Русскую красоту спасают в Германии
 Точка зрения
Я бы в армию пошел, но…
 Сюжеты
Загадочный русский душ
 Спорт
Повесть о настоящем спортсмене
Слава, Фетисов!
 Культурный слой
Евгений Евтушенко. Как нас обували
От тюрьмы до сумы
Возвращение "Маленькой княгини"
Раменское - это Вудсток?
Возрождение резной иконы


 Ведущий номера:
Анатолий 
СТЕПОВОЙ

Новая почта
Введите ваше регистрационное имя
Введите ваш пароль

Регистрация


   

   

2000 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100