NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ШЕРШАВЫМ ЯЗЫКОМ ПЛАКАТА
Где остановились — оттуда и начинаем. В объективе — искусство 1920-х
       
 Мейерхольд, Маяковский и Николай Эрдман        
«Люди хохочут и морщат лоб в театре Мейерхольда на комедии «Клоп», — слоганы Маяковский писал не только в «Окна РОСТа», но и для спектаклей по своим пьесам в легендарном ГосТИМе — Государственном Театре имени Мейерхольда.
       Сегодня — история о тех, кто по мере сил помогал режиссеру жить и работать. Эти люди не заслужили, чтобы о них забыли.
       Мейерхольд, в период работы в провинции вынужденный совмещать занятия актера, режиссера и антрепренера, по-видимому, симпатизировал людям, умеющим крутиться, более того, нуждался в них. Актер
       ГосТИМа Алексей Темерин был как раз таким человеком — служил в ГосТИМе актером и одновременно работал фотографом. Актерствовал Темерин у Вахтангова, Охлопкова, Таирова, Попова, а вот совмещал — и успешно — мастерство актера и фотографа-профессионала только в ГосТИМе.
       Многие считают «Ревизор» одним из лучших спектаклей Мейерхольда. Таким он стал не без помощи Темерина. Каждый вариант знаменитой немой сцены в финале был сфотографирован, а отпечатки критически рассмотрены режиссером и актерами, что и помогло заметить и отбросить слабые решения.
       Внучка В. Э. Мейерхольда — Мария Алексеевна, хранительница его музея-квартиры, человек поразительной ясности ума и твердого духа, знала Темерина лично. По ее свидетельству, Алексей Алексеевич был средним актером и любительского уровня фотографом.
       Однако, на мой взгляд, его фотоснимки мало чем уступают работам мастеров современной театральной фотографии и изобличают человека, совершенно владеющего объективом и знающего театральное пространство как родное.
       Обширный архив стеклянных негативов с момента ареста Мейерхольда хранился в квартире известного историка театра П. А. Маркова. (Темерин был женат на его сестре, Марии Александровне.) После львиная доля обширного фотоархива (большинство фотографий спектаклей ГосТИМа и самого Мейерхольда того периода сделаны Темериным) была передана в музей им. А. А. Бахрушина, и небольшая часть, имеющая отношение к Вл. Маяковскому, — в Музей Маяковского. В последнем хранится документ, вступающий в спор с компетентным мнением Марии Алексеевны. В 1932-м редакция журнала «Советский театр» выдала Темерину уникальную справку (фотографии его в журналах тех лет печатались во множестве, но фамилия не ставилась): «Товарищ Темерин как актер и режиссер является художественным высококвалифицированным фотографом, удовлетворяющий требованиям журнала в сложной области специальной съемки театральных постановок». В левом верхнем углу справки редакционное факсимиле сообщает адрес редакции с трогательным дополнением: «вход через книжный магазин»…
       Выставка Темерина давно уже должна была закрыться. Но самостийные анонсы всех рекламных изданий, упрямо продолжающие вносить выставку в реестр действующих, организаторы расценивают как пожелание трудящихся. Поэтому выставка на антресолях (метафора неба) Музея Маяковского, воплощающая мечту поэта о «Мастерской человеческих воскрешений», проработает еще до конца августа. Следом там будет выставка, посвященная Марии Денисовой-Щаденко — Марии из поэмы «Облако в штанах».
       «Гражданин, спеши на демонстрацию «Клопа»! У кассы хвост, в театре толпа! Но только не злись на шутки насекомого, это не про тебя, а про твоего знакомого»…
       Конструктивизм в кино пропагандировали плакатисты. Выставка в галерее «Дом Нащокина» посвящена 100-летию со дня рождения братьев Стенберг, известнейших в 20-е годы художников-графиков. Стенберги стали звездами первой величины благодаря своим киноплакатам, которых создали более 300. В области кинорекламы работала большая группа талантливых художников: Александр Наумов, Антон Лавинский, Михаил Длугач, Анатолий Бельский. Но Стенберги были украшением цеха. Их плакаты были настоящим маяком в океане кинопродукции, а благодаря тиражам стали неотъемлемой частью городских улиц.
       Можно попытаться сформулировать секрет их успеха: соединение идей конструктивизма с традициями политического плаката, декоративность, ассоциативность мышления, использование приемов киномонтажа, метафорическое значение цвета. Но не у каждого получится, смешав те же ингредиенты, так художественно и точно отразить историческое время и все то новое, что появлялось в советском кинематографе.
       Фильмы Дзиги Вертова («Одиннадцатый», «Человек с киноаппаратом», «Шестая часть мира»), «Генерал» Бастера Китона, «Нетерпимость» Дэвида Гриффита, «Кто кого?» Евгения Петрова. Все — с «эпиграфами» — заслуга Стенбергов, чье мастерство рекламистов было самой высшей пробы. Они использовали все средства искусства, чтобы остановить даже торопящегося прохожего.
       На выставке представлено всего 34 плаката — это все, что удалось найти Музею кино. Большинство листов — в фондах РГБ и в частных коллекциях, и, учитывая закрытие Ленинки на неопределенный срок, шанс, предоставленный галереей «Дом Нащокина», — уникален.
       Но плакаты — лишь часть наследия Стенбергов. Их силами оформлялись спектакли Камерного театра Александра Таирова, мейерхольдовский спектакль «Как закалялась сталь», который так и не вышел из-за закрытия ГосТИМа, по их эскизам к торжественным событиям украшалась Красная площадь, они были главными художниками Центрального парка имени Горького, Планетария и Днепростроя.
       В 1933 году Георгий попал в автомобильную катастрофу, Владимира в 52-м арестовали, в 53-м реабилитировали. Смерть брата сильно на нем сказалась, но он не отчаялся и продолжал работать со своим сыном Стеном, а Красную площадь оформлял и в 1945-м, и 1947—1962 годах. Их подпись-монограмма — 2Стенберг2, — уже содержала интригу. Эффект двух Стенбергов был сродни монтажному эффекту Кулешова, согласно которому один плюс один больше двух. И это правда — каждый из них работал за двоих. Не каждому дано.
       
       Екатерина ВАСЕНИНА
       
07.08.2000

Отзыв

№ 36
7 августа 2000 г.

 Обстоятельства
Дело ведут паханы
Пост сдал. Кресло продал?
 Подробности
Особенность государственных интересов
Москва - Грозный, дом престарелых
 Расследования
Творчество нефтяных баронов
Станет ли история "РТР-Сигнала" сигналом для Генеральной прокуратуры?
 Власть и люди
Максимально допустимый либерализм
Этот стон у нас пенсией зовется
Челябинская область - регион контрастов
Адмиралтейский штиль
Кабинет Касьянова обещает облегчить к себе доступ
 Власть и деньги
Что сообщили из Швейцарии Генпрокуратуре России о тайне транша МВФ?
 Специальный репортаж
Твой компьютер - стукач. Всю информацию о тебе он передает в Центр
 Общество
Как остановить войну
Задумайтесь: мы привыкли к войне
Повторится ли в этом году август 1996-го?
Душевный погром
 Геополитика
Производство души населения
 После выборов
Год власти
 Четвертая власть
ПИ-АРтПодготовка
Теленовости от…
Поросенок свинье не товарищ
Чтобы спасти ТВ, его надо сделать платным
 Регионы
Здесь русский дух. Но Кучмой пахнет
"Что, мешаю?" - спросил Путин
 Точка зрения
PRикрытие
 Сюжеты
Пальмира вышла на панель. Петербургские памятники архитектуры сдаются в аренду под увеселительные заведения?
 Спорт
Золотая карточка
Каков футбол - таково и судейство
 Культурный слой
Автора!
И на Мойке, 12 была коммуналка
Разложенцы
Художник и царь Додон
Шершавым языком плаката
Любовь как главное табу самурая


 Ведущий номера:
Сергей    
СОКОЛОВ

Новая почта
Введите ваше регистрационное имя
Введите ваш пароль

Регистрация


   

   

2000 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100