NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

МОСКВА СЛЕЗАМ НЕ ВЕРИТ, НО ВЕРИТ ЧУДЕСАМ
  
      
В субботу закрылся ХХII Международный кинофестиваль. Заметка по техническим причинам написана накануне, когда результаты можно было только прогнозировать. Что мы и попытались сделать...
       
"Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем". Кадр из фильма.       Реноме фестиваля
       Один начальник, выступая на собрании, призвал: «Товарищи! Мы должны высоко нести свое алиби!» В смысле — реноме, понятно?
       У Московского Международного кинофестиваля тоже проблемы с реноме. Насчет вожделенного «класса А» можно пока не беспокоиться. Высшая фестивальная лига нам вряд ли в ближайшее время светит.
       Впрочем, начальство по этому поводу отнюдь не комплексует. Наоборот, «с огромным удовольствием» отмечает, что «в последние годы уровень и престиж нашего фестиваля очень возросли». И далее оптимистичный шеф козыряет такими успехами, словно он не Ренат Давлетьяров, генеральный директор «Интерфест», а, по крайней мере, Ганс Шлегель, директор «Берлинале».
       «С этого года фестиваль становится ежегодным, и это, несомненно, укрепит его статус в международной фестивальной иерархии... еще один шаг к более совершенной организации поистине мирового кинопраздника... все больше звезд выражают желание приехать к нам...»
       «Еще более совершенная организация» — это как «пенсия станет еще больше». А что до звезд, это, по выражению Коровьева, — случай так называемого вранья. Впирайте, товарищ, полусонным подросткам из пресс-центра. А мы-то помним 60—70-е, когда нас навещали Феллини, Мазина, Софи Лорен, Коппола, Куросава, Вайда... На этот раз даже старушка Катрин Денев, большая поклонница нашей страны, на которую устроители крепко надеялись, — отказала нам. Тарантино заломил 100 тысяч баксов — и их ему обещали. По 50 тысяч отвалили было и другим гостям. Всего «звездная» смета составила, по слухам, $ 700 тысяч. Но денежки как-то рассосались. И радостная встреча состоялась в сильно урезанном виде.
       Приехал веселый бабник Тинто Брасс («Салон Китти», «Калигула», «Все леди делают это») с очередным парадом гениталий «Нарушая запреты» и с очередной, как многие заподозрили, дамой сердца — украинской официанткой из неаполитанской пиццерии Юлей Маярчук. Юля убедительно сыграла у него в фильме главную попку, а сам маэстро Брасс наврал, что его узнают на московских улицах.
       Приехали Ирэн Жакоб и Жан-Пьер Лео. Это вам не Джулия Маярчук. Звезды вышли представить свою картину «Дело Маркореля» перед сеансом в «Ударнике» и увидели довольно-таки зияющий зал. Все сорок зрителей не знали, куда девать глаза, актриса выразила надежду, что тут собралась настоящая московская элита, а прославленного Жан-Пьера на фестивале больше трезвым не видели.
       (Практика распространения билетов будет освещена ниже.)
       Приехал Уильям Фридкин («Французский связной», «Изгоняющий дьявола») с новой лентой «Правила боя» и новой женой. Хотя правильнее сказать, что это Шерил приехала со своим новым мужем. Потому что миссис Фридкин — это Шерил Лэнсинг, первая леди «Парамаунта»: начальник отдела кинопроизводства. Ее присутствие на фестивале — хороший знак. Вдруг великий Гэтсби в юбке что-нибудь закажет «Мосфильму»?
       Никто из звезд в конкурсе не участвовал. Звезды «высоко несут свое алиби» и отдают предпочтение Канну. Исключением явился Кшиштоф Занусси. Он лично привез в Москву новинку с остроумным названием «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем».
       
       Прогноз первый. «Старый джентльмен познает смерть»
       С последнего конкурсного показа критики выходили из ККЗ «Пушкинский» со словами: «вот и Гран-при».
       На съемках фильма о святом Бернарде доктор Томаш ведет экзистенциальные беседы со священником-консультантом. Вскоре оказывается, что сам он смертельно болен, и ему предстоит практически решать те же самые вопросы...
       Американский дайджест «Войны и мира» гениально пересказывает содержание романа: «Юноша познает войну, девушка познает любовь, старый джентльмен познает смерть». Занусси довольно подробно исследует последний тезис — хотя, на мой вкус, чересчур подробно. Это уже не столько философия, сколько физика. Разностороннее образование польского мэтра позволяет ему свободно ориентироваться в обеих областях.
       Родство с Каролем Войтылой как бы обязывает Занусси быть добрым католиком. Но холодный ум ученого не дает разгореться огню религиозной страсти. Честно говоря, мы не стали свидетелями сакральных откровений. Приход старого Томаша к Богу как-то малоубедителен. С пафосом веры современному интеллектуалу трудно совладать, даже когда этот интеллектуал — большой художник и родня Папы Римского.
       Когда тело доктора лежит на анатомическом столе и студент-медик слышит обращенные к нему слова покойного учителя: «Смелее, это всего лишь плоть» — это иллюстративно и бескрыло, словно урок закона Божьего совместили с лекцией по патологоанатомии.
       Почему же мы толкуем о Гран-при? Потому что жюри должно, как мне кажется, учесть хотя бы такую попытку задаться ключевым вопросом бытия. В рамках конкурса выбирать-то особенно не из чего.
       
       Конкурс фестиваля
       Если так пойдет дальше, мы скатимся до конкурса дебютов.
       И отнюдь не таких, как феерическая фрейдистская буффонада «Быть Джоном Малковичем» Спайка Джонза (№ 33). Но этот блистательный дебют — лишь привет зрителям от критика Петра Шепотинника, по своему авторскому произволу формирующего для фестиваля эстетскую арт-программу.
       Боюсь, дебюты такого уровня членам жюри не угрожают. Когда на международном фестивале равноправным соискателем выступает фильм, скажем, Дерека Ванлинта «Серьезные основания» (США—Канада), — впору гасить свет и отправляться копать свои шесть соток, а не собирать под грохот барабанов мировые тусовки. Только хитрейшая диверсия или небывалый подкуп могли послужить причиной участия в конкурсе этого линейного, кромешно пустого «триллера», какие мы десятками считаем на ОРТ и ТВЦ. Отвергаем обе версии, учитывая али... простите, реноме отборочной комиссии. И встаем перед загадкой: почему плюют нам в душу товарищи из Голливуда?
       Такая же загадка — дебют Юдит Кеннель «Яростные поцелуи», трогательная швейцарская история о любви воспитанницы монастыря и священника. Впрочем, живое чувство, симпатичные характеры а-ля Лолита, маленькая, но идея: любовь типа свободна... Все это очень мило, но при чем здесь международный фестиваль?
       Вообще-то генеральная тематика конкурса больше соответствовала фестивалю «Лики любви». И, похоже, с любовью у ребят проблемы — как у малых, так и у старых. Довольно отталкивающая в своем вуайеризме расплывчатая история «Лео» изготовлена маститым Хосе Луисом Борау, хотя не хуже снял бы и любой его ученик по мадридской школе кинематографии. Аргентинская «Все та же любовь, все тот же дождь» Хуана Хосе Кампанелья абсолютно соответствует своему названию. (Это восьмой фильм автора. А первый, десятилетней давности, назывался «Мальчик, который кричал «Сука!». Как меняется с возрастом мироощущение, а?). «Бит» Гэри Уолкоу (№ 33) довольно точно передает депрессию потерянного поколения, но мало что объясняет как в литературе битников, так в их странной любви. «Луной был полон сад» Виталия Мельникова впечатляет выдающимся актерским трио Зинаида Шарко — Николай Волков — Лев Дуров, сильно действующим на сердца и на слезные железы; но коллизия стариковского треугольника разжевана буквально до жидкой каши для слабоумных.
       Очевидность — вот что наводит тоску. Зритель взыскует тайны. Тайна — топливо искусства; где ее нет, там ничего и не горит, только дым валит и ест глаза. Поэтому слезы в кино дешево стоят и мало весят: первая сигнальная система, вожжа слюны у павловской собачки.
       
       Прогноз второй. Вторая сигнальная
       Ставлю на «Женское царство» Юсупа Разыкова. Вопрос в том, режиссура или сценарий. По мне бы — и то, и другое, хотя так не бывает.
       Юсуп Разыков — лидер нового узбекского кино, по первой профессии — кинодраматург. Тяготеет к притче и иносказанию; по персидской чарующей красоте кадра и насыщенности своего кинораствора близок кинематографу Параджанова и своего идейного учителя Аббаса Киаростами, что вывел в люди, на ведущие позиции в мире иранское кино.
       Вообще, судя по всему, будущее за Востоком. (Напоминаю, речь пока чисто-конкретно о кино, а не геополитике.) И узбеки, как и казахи, которые тихим, но исключительно свежим ветерком прошумели по окраине фестиваля на форуме стран СНГ и Балтии, скоро дадут прикурить тускнеющей Европе и жиреющей Америке.
       «Женское царство» — сложная метафора двойного зрения художника. Писатель Олим отправляется к жене умершего друга, которую тайно любит. Его путь лежит через загадочное «женское царство». Это сновидение, иная реальность, материя поэзии, «данная в ощущение» творцу. Юсуп Разыков недоумевает, когда его метафизический текст сравнивают с исповедями Феллини. Образ Автора, Демиурга — действительно первое, что приходит на ум. Разница в задачах. Европеец Феллини создает мир во времени: это материализованное прошлое, как у Тарковского или у Бредбери. Азиат Разыков химичит с пространством. Он, как и его герой, погружает лицо в воду, меняя стихию, природу художественной среды.
       
       Жюри фестиваля
       Вообще-то все мои прогнозы легко могут рассыпаться в прах, потому что работа жюри — это именно что «процесс общения между людьми», причем людьми настолько разными по возрасту, культуре, способу ориентации в окружающем мире, — что результаты могут быть самыми непредсказуемыми. Причем в большинстве (шестеро из восьми) — это режиссеры. А нет ничего более прихотливого, чем оценка режиссером работы собрата.
       Председатель — Тео Ангелопулос, грек, 68 лет, один из ведущих режиссеров мира, дважды каннский лауреат. Формировал философию европейского кино наряду с Годаром, Атониони, Тарковским.
       Ирвину Кершнеру 77 лет. Американский режиссер, оператор, сценарист, арт-критик, фотограф. Автор блокбастеров «Империя наносит ответный удар», «Робот-полицейский II».
       Самира Махмальбаф, вундеркинд из Ирана. Ей 20 лет, карьеру в кино начала в восьмилетнем возрасте. Фильм «Школьная доска» удостоен спецприза каннского жюри.
       Сергей Соловьев (56) и Бахтиер Худойназаров (35). Это наша родина, сынок, в своей несказанной противоречивости.
       Чжан Юань, Китай, 37 лет. Приз в Венеции за лучшую режиссуру. Включен журналом «Тайм» в сотню молодых кинолидеров будущего столетия.
       А также японский продюсер Дзиро Синдо и французская актриса Каролин Дюсе.
       Что можно ждать от этого салата, сегодня (28 июля) известно одному Богу, а завтра — всему миру.
       Переходим к десерту.
       
       Скандалы фестиваля
       Ангелопулос снял с показа свою ретроспективу, объявленную в кинотеатре «Художественный».
       Идиотский принцип распространения билетов: по 20 прессе и гостям, остальное — на продажу — привел к тому, что классик мог оказаться перед пустым залом. Билеты в кинотеатры (100 — 200 рублей) по понятным причинам не раскупались. Пресса выла и клянчила у своих «линейных менеджеров» (подневольных девочек в службе «Ticket service»), а залы пустовали. Но тут разнеслась весть, что на открытие ретроспективы приедет сам Никита Михалков. И в пресс-центр срочно сгрузили 300 билетов. Зал заполнили, однако копия и звук были столь чудовищного качества, что скандал все-таки состоялся. Потом директор Музея кино великий пропагандист Наум Клейман ездил к Ангелопулосу и умолял показать ретроспективу в музее. Напуганный русским бардаком, председатель жюри согласился — с условием избавить его от звукового перевода. Но мы и этому были рады. Вот как у нас любят кино.
       Павел Лунгин выступил в печати, «мягко пожурив» фестиваль за провинциальность и недемократичность. Что — чистая правда. Как макают у нас журналистов и киноклубников — отдельная песня. (В «рафике», челночащем между площадками фестиваля, я познакомилась с гением энтузиазма Зоей Абрамовной Финкельштейн, бывшим директором Волгоградского киноцентра, а сейчас — председателем киноклуба, которая с 65-го года за свой счет (!) ездит на Московский фестиваль, не пропустив ни одного, — без права на гостиницу, питание, пресс-просмотры, вообще без каких-либо прав. А в это время темные старушки торгуют по сто рублей бесплатными пропусками на все фестивальные хиты.) В ответ по ОРТ выступил Ренат Давлетьяров с характерным обвинением Лунгина в космополитизме. «А сало русское едят», — закончил генеральный директор свою патриотическую отповедь. Вот как у нас любят Родину.
       Отборочная комиссия ММКФ пошла на конфликт с официальными представителями Китая в Москве, включив, вопреки им, в конкурс авангардистский опыт молодого Ванг Цюаньана «Лунное затмение» (кстати, прогноз третий: лучший дебют). Замшелые эстетические позиции поднебесных искусствоведов в штатском не поколебали стойкости наших киноведов, и плевать на возможное обострение на российско-китайской границе! Вот как у нас любят свободу.
       В целом же праздник удался. Ведь, кроме конкурса и других мелких недочетов, он развернул перед нами роскошный веер самых разных программ и тусовок. Еще долго мы будем выпутываться, как Лаокоон, из 35-миллиметрового серпантина и оправляться от потрясения, обрушенного на нас «Танцующей во тьме». Если даже Ларс фон Триер никогда не примет участия в Московском конкурсе, главное-то произошло. Чудо мы увидели. Но это уже другая история.
       
       Алла БОССАРТ
       
31.07.2000

Отзыв

№ 34
31 июля 2000 г.

 Обстоятельства
Первоначальное оскопление капитала
Длинные уши фальшивого жучка
 Подробности
Ручные министры без рук
Это не щепки летят. Это люди
Грузите компроматы бочками
"Гринпис" провели очередную акцию протеста
 Расследования
Арест на всякий случай
Не обижайте следователя отказом
Труба, или разгул "черного нала" под надзором войны
Контрольный выстрел из милицейского ствола
Сдавшиеся ветви власти
 Власть и люди
Олигархи на госслужбе
Пособие для будущих разговоров на кухне
 Власть и деньги
Деньги в руках преступников опаснее оружия
 Специальный репортаж
Судьи гонимые и самогонные
 Общество
Солдат продали в рабство
Алла Дудаева: Я лично знаю того, кто закрыл Джохару глаза
Не спешите нести похоронки
Толстой-Юрт. Война и мир
 Геополитика
Какой праздник всегда с тобой
 Четвертая власть
"Новая газета" выиграла суд у минпечати
Вегетарианец Доренко
Теленовости от…
Матерятся чиновники - сидят журналисты
"Тихий Мамут" зафонтанировал
 Точка зрения
Андрей Николаев: У нас нет вооруженных сил
 Сюжеты
Мастера без подмастерьев
Летний лес
Былое и Высоцкий
Поправки к общеизвестному
 Спорт
ЗОЛОТАЯ КАРТОЧКА
Руслан Нигматулин: Делал все, чтобы вырасти
Просто остался один…
 Культурный слой
Русский Ван Гог писал погромы 1917 года
Грузинское кино снова идет в клубе. Одним сеансом
Пустота близка народу
Москва слезам не верит, но верит чудесам
 Информация
Отдел рекламы "Новой газеты" сообщает и приглашает


 Ведущий номера:
Олег           
ХЛЕБНИКОВ

Новая почта
Введите ваше регистрационное имя
Введите ваш пароль

Регистрация


   

   

2000 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100