NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ПУСТОТА БЛИЗКА НАРОДУ
«Чапаев» проездом из Петербурга
       
 Е. Сидихин в фильме "Волчья кровь"        
Пелевина в Москве ставят впервые. Самую известную его вещь — «Чапаева и Пустоту» — взялся поставить молодой режиссер Павел Урсул, у которого за плечами несколько постановок по современной зарубежной прозе. Мало кто верил в возможность постановки спорной (вызывающей много споров) прозы Пелевина. Однако репетиции идут с 18 января. Премьера планируется на осень.
       Команда актеров очень разномастная, для антрепризы многочисленная и молодая. Чапаева играет Сергей Никоненко, Петьку Пустоту — Евгений Сидихин, Анку — Маша Миронова. Котовского — Гоша Куценко, Сердюка — Павел Сборщиков.
       О постановке мы беседуем с героем российских боевиков Евгением Сидихиным в гримерке ДК им. Зуева. На вешалке висит потертая шинелька, на подоконнике — бейсболка цвета хаки, в углу притулилось инвалидное кресло. Сидихину, игравшему в кино внешне простые роли надежных парней, нужно достичь экзистенциальной простоты непростого образа Петра Пустоты.
       — Дав согласие, я потом часто говорил себе, что сделал большую ошибку, что это бульварная литература. На самом деле важно не это. Мы можем разыграть даже телефонный справочник.
       «Выражая это в терминах боевого искусства, скажем, что совершенный ум не задерживается на руке, держащей меч. Не фокусируя внимания на руке, в которой находится меч, вы наносите удар и убиваете противника. Вы не останавливаете свой ум на противнике. Противник есть Пустота. Я есть Пустота. Рука, держащая меч, и сам меч есть Пустота. Постигните это, но не позволяйте своему уму задерживаться на мыслях о Пустоте». Из «Писем мастера дзен мастеру фехтования».
       Евгений говорит, что во время репетиций происходили какие-то странные вещи. Все долго мучились, не находя нужной интонации. Вдруг показалось, что истина почти в руках, Петр жарко задекламировал текст, и... всех ослепила яркая вспышка, и тотчас во всем здании погас свет. Читатели Пелевина замечали, что его книги, оставленные на ночь открытыми, светятся в темноте и притягивают ночных насекомых.
       — Не возьмусь судить о Пелевине-литераторе. Главное, что в «Чапаеве» есть определенное поле, в котором можно задавать интересующие меня и моих друзей вопросы бытия. Озвучить вопросы, которые мы задаем в спектакле, значило бы ответить на них. А ответить — значит, соврать самим себе, ведь они из области подсознания. Сценическую версию мы делали втроем — Паша Урсул, Саша Наумов и я. И знаете, обнаружилась одна интересная вещь.
       
       Реализм, теургия и прочий теософический кокс
       — Когда я спросил Виктора Олеговича, кто такой Петр Пустота — бандит или поэт, он сказал: «Женя, у меня есть такой абзац: революционеру, занимающемуся подрывной деятельностью, снится, что он — бабочка и порхает среди цветов. Когда же он порхал среди цветов, ему казалось, что он — революционер. Вот и поэту снится, что он — бандит, а бандиту снится, что он — поэт». Мир действительно многогранен — революционер и бабочка во сне легко меняются местами».
       
       Раздвоился, но не расстроился
       — Когда я приехал на репетиции из Петербурга в Москву, душой я оставался со своей семьей в Петербурге. И присутствием в Москве как будто убивал постепенно себя, оставшегося в Питере. Тот питерский человек постепенно иссякал во мне, и тоска заполняла освобождавшееся пространство. Так я раздваивался. Правда, это подсказало мне ход для инсценировки. К тому же роман начинается с того, как Петр убивает своего приятеля по Тенишевскому училищу. А я сам там учился, это наш театральный институт на Моховой.
 
       Чапаев в бурке, а Петька в дурке
       — Иногда кажется, что в романе много мертвого, много дидактики, и возникает ощущение, что автор неестествен и хочет показаться каким-то разным. Иным. Какой он на самом деле, никто никогда не узнает. Мы на свой страх и риск взяли те смыслы, которые поняли и увидели. Постмодернизм тем и ценен, что позволяет это.
       «Мы в Японии не беспокоим Вселенную ненужными мыслями по поводу ее возникновения», — ласково сказал Кавабата Сердюку».
       В. Пелевин. «Чапаев и пустота».
       
       Лев Додин и тараканы
       — Я учился в ЛГИТМиКе у Льва Додина. Считаю его лучшим режиссером из всех, с кем мне довелось работать. Он проводил с нами очень много времени, и только сейчас я понемногу понимаю то, что он пытался вложить в нас. Однажды я участвовал в постановке «Старика» по Трифонову, и нам пришлось писать сценарий, адаптирующий прозу к сцене. Этот опыт мне сегодня пригодился.
       Я не вкладывал свои деньги и не очень обеспокоен кассовым успехом, хотя, наверное, антреприза должна быть на него нацелена. Мне важно, чтобы это был спектакль, в пространстве которого мне было бы приятно находиться. Моя давнишняя мечта — создать что-то такое, в чем было бы приятно пребывать. Сейчас эта мечта сбывается.
       Я не думаю, что тараканы в голове Пелевина клонированные. В спектакле вы почувствуете искренность высокой пробы, правда, она останется завуалированной, контекстной. Ведь роман этот — история болезни современного автора, история болезни поэта, не ставшего поэтом из-за страха перед собой. Если он кому-то недоступен, это не его беда. Слава богу, он стал доступен нам.
       
       Судя по тиражам пелевинских книг, этот автор стал доступен не только коллективу молодых актеров. Пустота (в прямом и переносном смысле, в мужском и в женском роде) оказалась на удивление близка и понятна народу. Так что пустота в билетной кассе и ее отсутствие в зрительном зале спектаклю скорее всего гарантированы.
       
       Справка напоследок
       Евгению Сидихину 35 лет. Родился в Ленинграде, живет в Петербурге. Окончил ЛГИТМиК (курс Льва Додина). Играл в Театре им. Ленсовета, БДТ. Снялся в 16 фильмах, в том числе в «Прорве», «Ретро втроем», «Бараке». За роль в «Бараке» номинировался на последнюю «Нику» в категории «Лучшая мужская роль». Сейчас номинирован на премию «Кумиры» вместе с Меньшиковым, Караченцовым, Ильиным. Служил в Афганистане. Женат.
       
       Екатерина ВАСЕНИНА
       
31.07.2000

Отзыв

№ 34
31 июля 2000 г.

 Обстоятельства
Первоначальное оскопление капитала
Длинные уши фальшивого жучка
 Подробности
Ручные министры без рук
Это не щепки летят. Это люди
Грузите компроматы бочками
"Гринпис" провели очередную акцию протеста
 Расследования
Арест на всякий случай
Не обижайте следователя отказом
Труба, или разгул "черного нала" под надзором войны
Контрольный выстрел из милицейского ствола
Сдавшиеся ветви власти
 Власть и люди
Олигархи на госслужбе
Пособие для будущих разговоров на кухне
 Власть и деньги
Деньги в руках преступников опаснее оружия
 Специальный репортаж
Судьи гонимые и самогонные
 Общество
Солдат продали в рабство
Алла Дудаева: Я лично знаю того, кто закрыл Джохару глаза
Не спешите нести похоронки
Толстой-Юрт. Война и мир
 Геополитика
Какой праздник всегда с тобой
 Четвертая власть
"Новая газета" выиграла суд у минпечати
Вегетарианец Доренко
Теленовости от…
Матерятся чиновники - сидят журналисты
"Тихий Мамут" зафонтанировал
 Точка зрения
Андрей Николаев: У нас нет вооруженных сил
 Сюжеты
Мастера без подмастерьев
Летний лес
Былое и Высоцкий
Поправки к общеизвестному
 Спорт
ЗОЛОТАЯ КАРТОЧКА
Руслан Нигматулин: Делал все, чтобы вырасти
Просто остался один…
 Культурный слой
Русский Ван Гог писал погромы 1917 года
Грузинское кино снова идет в клубе. Одним сеансом
Пустота близка народу
Москва слезам не верит, но верит чудесам
 Информация
Отдел рекламы "Новой газеты" сообщает и приглашает


 Ведущий номера:
Олег           
ХЛЕБНИКОВ

Новая почта
Введите ваше регистрационное имя
Введите ваш пароль

Регистрация


   

   

2000 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100