NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

Святослав ФЕДОРОВ:
НЕБО — ЭТО ВЫСШАЯ СТЕПЕНЬ СВОБОДЫ
       
 Фото Ларисы Кудрявцевой
 
       
Конечно же, гены жизни попали на нашу планету из космоса. Иначе трудно объяснить, почему, едва встав на ноги, люди начали конструировать крылья и попытались взлететь.
       Шестнадцатилетним мальчишкой я поступил в 1943 году в Ереванскую артиллерийскую спецшколу. Целый год изучал орудия, тренировался в стрельбе из 72-го калибра, но... Все это не волновало душу. Мечтал только о судьбе летчика-истребителя. И мне повезло. Мой дядя вернулся с фронта и стал начальником Управления военных учебных заведений Северо-Кавказского округа в Ростове-на-Дону. Я написал рапорт, и через пару месяцев меня действительно перевели в Ростовскую 10-ю спецшколу ВВС.
       Мои новые товарищи оказались совершенно не такими людьми, как курсанты-артиллеристы. Начальник летной школы Ганишек, замечательный человек, по-моему, и отбирал только романтиков. Мечты о будущих полетах, новых самолетах создавали необычную атмосферу товарищества и всеобщей дружбы.
       Несчастный случай с потерей стопы поставил точку в моей летной подготовке. Правда, когда лежал в госпитале, прочитал «Повесть о настоящем человеке» и тоже мечтал, что пустят в полеты с протезом: ведь у Маресьева не было двух стоп, а у меня — всего одной...
       Но моей профессией стала медицина. Она тоже оказалась для меня вполне романтичной. Изобретательство ведь — захватывающая душу вещь. Искусственные хрусталики, исправление любой близорукости и дальнозоркости, новые методы лечения глаукомы, лазеры для лечения многих заболеваний — все это напоминало мне то полетное настроение. Хирургу, как и летчику, надо принимать быстрые решения. И, как и летчику, хотелось избавиться от старого и часто ненужного контроля «с земли».
       В 1986 году удалось уйти от обстрелов командной системы. Свобода в труде напоминала свободный полет летчика, а штурвал наконец оказался в наших руках.
       Конечно же, как только появилась возможность, мы вложили большие средства, заработанные нами, не только в медицинскую технику, но и в малую авиацию. Купили вертолет, ангар, радиостанцию, бензозаправщик, построили взлетную полосу.
       Какое счастье — через 52 года снова сесть за штурвал! Это была «Авиатика 890У». Шестьдесят—семьдесят метров пробега — и взлет. Как все красиво с высоты, как прекрасно человеку с крыльями! Он побеждает гравитацию, которая всех и всегда тянет вниз. Какое счастье — пронзить кучевое облако и зависнуть над зелеными полями и серебряными реками! После этого я утверждаю, что экология зрения важнее даже наших бесконечных социальных бед. Может быть, именно глаза так тянут нас вверх.
       Мне исполнилось 70 лет, и мои друзья подарили мне моноплан ЯК-18Т. Почти новый, нужно лишь поправить шасси.
       Теперь не проблема летать в наш филиал даже за 600—800 км.
       Лечу в командировку в Англию, к своему коллеге профессору Э. Арноту. Его сосед — заядлый вертолетчик. Он опускается на красивую английскую лужайку моего коллеги на своем вертолете «Газель-341С» югославского производства. Облетаем с ним три аэродрома под Лондоном, пролетаем над центром города, над Темзой. Красавец-город — под нами, и никто не приказывает по рации, что нам делать. Советуют только не лететь в сторону моря: сейчас там плохая видимость.
       Свобода человека — это, конечно, и экономическое его благополучие, и безопасность его жизни. Но еще и свобода передвижения. Недаром, наказывая человека, его лишают возможности передвигаться в пространстве. Поэтому авиация — и большая с ее скоростями, и малая с ее возможностью сесть где угодно — дает те ощущения, без которых человеку жить трудно.
       Сегодня малая авиация, включая парапланы, мотодельтапланы, планеры, завоевала себе пространство в зоне трехсот метров от поверхности земли. Но мы, как всегда, отстаем. Авиабюрократы хотят управлять и этим пространством, объясняя свое вмешательство заботой о наших жизнях. Так хочется попросить их: дайте нам возможность самим думать о своей безопасности. В том числе в небе.
       Февраль 1999 года
       
       
06.07.2000

Отзыв

№ 27
6 июля 2000 г.

 Обстоятельства
Первое Главное Управление Демократии
 Подробности
Новости от…
Их князи - в грязи
 Власть и люди
Товарищеский зуд
Кто победит в России: "западники" или "бандиты"
Полцарства за врага
Яйценосное время
 Специальный репортаж
100 лет Антуану де Сент-Экзюпери
Опережающим время даются крылья
Событие века: Антуан де Сент-Экзюпери
 Общество
Война закончилась? Не лгите!
 Четвертая власть
Сергей Москвин: Главное "ВоBремя" сказать "Голую правду"
 Точка зрения
Создайте жажду обмана и утолите ее
 Инострания
В Багдаде все спокойно?
 Свидание
Святослав Федоров: Небо - высшая степень свободы
 Сюжеты
Париж. Как много в этом звуке
Любовь человечества к музыке притянута за уши
 Культурный слой
"Слушай, как я думал, что я один?"
Когда музыка была музыкой
Наскальные книги
Новая волна из Японии
"В воротах рая зияет дыра…"
Год Армстронга продолжается


 Ведущий номера:
Георгий      
РОЗИНСКИЙ

Новая почта
Введите ваше регистрационное имя
Введите ваш пароль

Регистрация


   

   

2000 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100