NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ПОЧТИ ВСЕ ЗВАЛИ ЕГО ОЛЕГ
       
       Я тоже звал его Олег. Столь распространенное сейчас в телеящике панибратство мне претит, но «к нему шло», как говорят в народе, зваться Олегом в среде русского актерского товарищества. Которое, к сожалению, тает в Москве под брандспойтом «театральной тусовки».
       Олег в нее не очень вписался. Может, поэтому его серьезные спектакли, как, например, «Олень и шалашовка», оставались как бы под сомнением, а его режиссерские неудачи смачно обсасывались в кулуарах тусовки. Правда, в последние годы, когда стало ясно, что Олег тяжело болен, тусовка решила навручать ему ворох театральных премий за нелучшие его спектакли.
       Его реформы не дали результата: вдохнуть новую жизнь в старый МХАТ ему не удалось, хотя в одно время он был близок к этому. Однако правы оказались наши великие учителя: театр — как человек: рождается, живет и умирает. Брошенная в театральной тусовке фраза: «Ефремов сделал в жизни два великих дела: создал «Современник» и убил МХАТ» неточна. Ему просто не удалось оживить мамонта.
       Художника судят не по неудачам, а по его лучшим созданиям, а их и перечислять не надо — они в памяти театралов сегодня, завтра, через десятки лет...
       Олег! В твоей жизни «огонь и вода», сквозь которые пришлось пройти, не были уж очень горячи и стихийны, но ты-то их прошел не останавливаясь, что не каждому удается, а вот «медные трубы» гремели мощно в твою честь — и ты прошел сквозь них просто, спокойно, не воздвигая никаких барьеров между собой и людьми. А сколько твоих коллег не выдержали проверки славословием!..
       Мне довелось знать только еще одного человека — Назыма Хикмета, который, как и ты, сохранил на гребне славы неподдельное любопытство, искренний интерес к человеку вообще — будь то премьер-министр Швеции или молодой режиссер из Новосибирска. Упорно двигаясь с театральным батальоном вперед и вверх, ты принимал как данность, что театр — цепь компромиссов. Но где та грань, которая отделяет компромисс от конформизма?
       Для Олега Ефремова граница была обозначена четко — не потерять свой театр!
       До свидания, друг моей юности, товарищ моей зрелости. В малюсеньком зальчике на третьем этаже еще не открытого ГУМа мы играли с тобой в волейбол на пиво, и ты мне остался должен семь бутылок — у молодых артистов Центрального детского театра в 1950 году денег не было. Но мы тогда прощали долги. Позже, когда ты пригласил меня в «Современник», я принимал как данность твои расплаты за наши обеды в «Пекине» или «Софии»...
       В 1966 году пьесу Александра Исаевича Солженицына не удалось поставить, но знакомя нас, ты присвоил мне самое дорогое театральное звание, которым я поныне дорожу и подпишусь под этим коротким прощанием.
       
       Александр СМЕЛЯКОВ, русский режиссер
       
29.05.2000

Отзыв

№ 21
29 мая 2000 г.

 Обстоятельства
Корреспондент "Новой газеты" отправился в кругосветку. Автостопом
 Подробности
Почему следователей по делам "Аэрофлота" и "Мабетекса" оставили дома?
Опровержение
Государственная Дума рассмотрит пакет
Под Грефом - "секретно"
 Расследования
Карман страны как месторождение
 Власть и деньги
Правительство в либеральном угаре
Загогулина ценой 188 млн долларов
 Специальный репортаж
Дверь для выхода из себя
 Общество
Сотворение мира после войны возможно лишь человеком
Тихая война
 Четвертая власть
Конфуз получился у казахстанской власти с независимым изданием
И Комиссаров в пыльном шлеме...
Бесшабашный художник с благими намерениями
Теленовости от...
Для эпатажных художников и телесуд - акция
Телезритель недели - Лев Дуров
 Регионы
Марсианские хроники
За Ильича ответишь, как Каплан!
 Точка зрения
Будут ли сожжены мосты
Хек серебристый и хам японский
 Свидание
Александр Галин: Не все удерживаются на уровне своего имени
 Спорт
$ 150000 за проигрыш ЦСКА?
 Культурный слой
Неизвестный Давид Самойлов
Не стало Олега Ефремова
И этот театральный роман остался незавершенным
Почти все звали его Олег
«Новые Бременские» глазами старых русских


 Ведущий номера:
Сергей    
СОКОЛОВ

Новая почта
Введите ваше регистрационное имя
Введите ваш пароль

Регистрация


   

   

2000 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100