NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ФОТОУВЕЛИЧЕНИЕ ЧУВСТВ
       
       Фотобиеннале — грандиозное событие в мире неутомленных рутинной работой фотолюбителей и профессионалов. В это время в городе одновременно проходит сотня фотовыставок, и половина из них заслуживает непременного внимания. Посетить все — задача не из легких, но дело того стоит. Главная тема нынешнего, уже третьего биеннале, организованного силами Московского дома фотографии, — Вторая мировая война, и по такому поводу (а может, по истечении срока давности) открылись фотоархивы ФСБ, Музея пограничной службы РФ и Красногорского архива кинофотодокументов, хранимые под грифом «совершенно секретно»
       

   
       Евгений Халдей, Дмитрий Бальтерманц, Яков Халип, Робер Капа, Томас Линк представлены своими лучшими, а также неизвестными, никогда не выставлявшимися работами. Такими мы их еще не видели. Такой войну не показывали. Так внимательно — насколько на это способны выжженные забытьем и ложным пафосом души — войну не вспоминали.
       Солдатский поясной ремень цвета хаки, обмотанный вокруг ржавой арматуры для утяжеления, держит каждый фотографический щит. Ощущения светской инсталляции не возникает ни на секунду. И фотографии, что важно, вызывают не ненависть к немецкому народу, а отвращение к войне. Любой войне. Войне как таковой. Ведь фоторепортеры, рисковавшие жизнью, верили, что эти остановленные мгновения больше никогда не повторятся. Выставка «Посвящение» проходит в Малом Манеже в Георгиевском переулке, 3.
       Другие выставки, проходящие в рамках биеннале, отличаются если не военной тематикой, то суперизвестными именами фотоклассиков разных жанров. Любимый француз всех советских фотографов Анри Картье-Брессон впервые широко выставлялся в Москве два года назад в Музее личных коллекций ГМИИ им. Пушкина также в рамках фотобиеннале, и это были настоящие именины фотографических сердец. 17 мая в Большом Манеже открылась выставка Брессона «СССР, 50—70-е годы».
       «Со времени своего изобретения фотография не изменилась — за исключением некоторых технических моментов, к которым я безразличен», — утверждает Брессон, классик фоторепортажа. Анни Лейбович, нестандартный и одновременно комильфотный портретист знаменитостей, новатор, публикующийся в ультраклассическом «Воге», считает, что людей нужно видеть, «как они есть, какими они представляют себя и какими они хотели бы быть». Выставка «Ретроспектива» сценарно-постановочной Анни и «СССР...» фактолюбивого Анри соседствуют под одной крышей Большого Манежа, и их концептуально непримиримых поклонников разведут только гигантские площади выставочного зала.
       В Музее современной истории (бывший Музей революции) Европейский Дом фотографии проводит выставку «Трагедия Нагасаки», а российская сторона — выставку «Чечня 1994—1996. Чечня 1999—2000». Фотографии Олега Смирнова, Юрия Козырева, Валерия Щеколдина жестки по факту — а ля гер ком а ля гер, и очень человечны по осмыслению. В детстве, если мне требовался катарсис, я раскрывала фотоальбом «Хиросима и Нагасаки». Вечерние военные телерепортажи принадлежат к визуальным способам воздействия и не успевают замирать для осмысления, а скачут дальше.
       Фотография не исчезает от компьютерной экспансии, как не исчез театр с появлением ТВ. Но мода на профессиональную фотографию все увеличивается. Еще одно подтверждение этому — готовящееся на базе московского Дома фотографии Международная школа фотографии. Мастер-классы в рамках биеннале — только первые ласточки. В течение трех дней фотографы с мировым именем если не открывали прилюдно своих фирменных секретов, то уж точно делились способами использования фототехники, чего умному человеку более чем достаточно. Михаил Королев и Жан-Люк Монтерросо, директор европейского Дома фотографии, шеф русского AP Александр Земляниченко, Влад Локтев и Уиллис Хартшорн, директор Международного центра фотографии в Нью-Йорке имени Робера Капа, брифинг Анни Лейбович в «Шератон-Паласе» — кто бы мог мечтать о таком во времена, когда журнал «Чешское фото» был предметом массового фетиша?! А теперь с тем же процентом узнавания, с каким наши родители листали вожделенный журнал, молодое поколение поймет выставку Свиридовой и Воздвиженского «От оттепели до застоя: люди, лица» — тоже в Большом Манеже. Как пел давным-давно Гребенщиков, ныне выступающий в «Метелице»: «Но чтобы стоять, я должен держаться корней».
       
       Екатерина ВАСЕНИНА
       
22.05.2000

Отзыв

№ 20
22 мая 2000 г.

 Обстоятельства
Немного народа в большом населении
Гибель под грифом «Секретно»
Олигархи из ФАПСИ
 Подробности
$ 850000 - для губернатора?
«Семья» и семь «я» Путина
Был и. о. президента, стал и. о. Ельцина
 Расследования
«Самоволкой» в Сочи теперь увлекаются куда чаще, чем в армии
 Власть и люди
Как Путин стал автором итальянской газеты
 Власть и деньги
Встретим Клинтона большим долларом
 Общество
Был убит, но почему-то не умер
 Геополитика
Политика не в фокусе, а на перефирии сознания
 После выборов
У дитя появились семь нянек
 Четвертая власть
Домжуру - 80. На пенсию юбиляр не собирается
С моста можно сбросить что угодно
На кнопку разрешили не нажимать
Теперь Гусинского охраняют только «менты»
Теленовости от…
Собеседник на четверых
Телезритель недели: Лариса Васильева
 Наука
Обрубок волшебной палочки
Мы с тобой одной крови
 Свидание
Стихи Иосифа Бродского. Публикуется впервые
 Сюжеты
Хиромантия войны
Детский взвод майора Афонина
Дама с задачкой. Училка из Сибири - 2
 Спорт
«Прописки» не будет?
 Культурный слой
Шейлок с компьютером
Хроника трехсотлетней войны
Европейская ночь в картинках
Фотоувеличение чувств
Второй «Брат» похож на первого только лицом
Ссылка на детство


 Ведущий номера:
Олег           
ХЛЕБНИКОВ

Новая почта
Введите ваше регистрационное имя
Введите ваш пароль

Регистрация


   

   

2000 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100