NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ЕВРОПЕЙСКАЯ НОЧЬ
В КАРТИНКАХ

4-я Международная ярмарка современного искусства «Арт Москва». ЦДХ, 16—21 мая
       
 Михаил Павин. Без названия        «Современное искусство — это, пожалуй, самый изощренный из всех возможных объектов купли-продажи. Это стихия...». Выклевываю единственную провокационную цитату: каталог «Арт Москвы» весьма респектабелен. Вот суть: актуальное искусство России наконец-то выставлено в адекватном интернациональном контексте (это, видимо, так. — Е. Д.). В стране формируется новая система общественного вкуса, а на художественном рынке — новые правила игры. «Арт Москва» — инструмент формирования вкусов и правил. И показатель уже достигнутого.
       И это, по-видимому, так. В залах — галерея Марата Гельмана, «Айдан», «Риджина», галерея журнала «Эксперт», галерея «XL», проект «Любовники КЛАВЫ» (организатор: Клуб Авангардистов), проект Олега Кулика «Тема Лолиты с вариациями».
       Кулик шустро, по-собачьи, поспевает выставляться чуть ли не у всех ведущих участников. Кто экспонирует его «The Family of Future», а конкретно зарисовки мужика с бульдогом в тридцати эротических позах, — я запамятовала. Впрочем, и работа давняя.
       «Лолита с вариациями» — куда свежей. Вариаций на эту тему здесь вообще немало. (Хотя и меньше, чем в Интернете.) Вот стена. Она белая. С исподу — Аркадий Петров, «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство» (1990): на светло-сером фоне три дебелые, малоприятные, точно с натуры писаны, пионерки 40-х годов и портрет генералиссимуса.
       С другой стороны стены — фотоработы Сергея Браткова «Дети» (2000, «Риджина»): в тщательно инсталлированной нищете, в загаженных подъездах, на продавленных «софах с обивкой» — дошкольники обоего полу, с накрашенными ртами и веками, раздвигают худые лягушачьи ноги, заголясь до бедного бельишка. Развеска сама по себе, вольно или невольно, создала блестящую инсталляцию: кажется, по обе стороны стены — одни и те же дети.
       Десять лет назад искусство их просто пользовало другим способом.
       Проект «Любовники КЛАВЫ». Детей, слава Богу, у КЛАВЫ нет. Есть объекты. Объект: дешевое зеркало из санузла, губной помадой написано любовное послание КЛАВЫ. Объект: адидасовские штаны с Тушинского рынка, сморщенный розовый кружок, лужа застывших белил внизу. Объект: раскрытый «Саратов», в нем — скорченный любовник-снеговик из папье-маше (старый анекдот и народный холодильник при малых возможностях можно эксплуатировать по сю пору)... Объект: картина Александра Виноградова и Владимира Дубоссарского «На закате». Холст, масло. Это самый смешной объект. КЛАВА лежит в цветах, цветы малиновые, ноги раскинуты. Рядом черная собака. Под локтем книга «Массоны (так! — Е. Д.) в России». Если это шутка, она слишком удачна: чувство цвета, композиция полотна, честная попытка передать средствами масляной живописи закатный блик на левой ляжке — все соответствует орфографии авторов. Везде «массоны»...
       ...Объект — «Идеальный любовник». Авторы — Дмитрий Врубель, Виктория Тимофеева, 2000 год. Холст, масло, В. В. Путин в позе лотоса. На руке наколка «КЛАВА». На Путина кисти Никаса Софронова Путин кисти Врубеля не похож: актуальное искусство мыслит его без галстука. В белом кимоно и с улыбкой.
       Кроме того, Сафронов худо-бедно прописал фон: Кремль в розовом свете. Врубель с законом перспективы благоразумно не связывался.
       Потом забредаешь в зал галереи «Ковчег», также вошедшей в контекст актуального искусства. Там — эскизы, наброски, экслибрисы художников 1900-х — 1930-х годов. Е. Е. Лансере, Ларионов, Малевич, Фаворский, Софронова... Легкий, как дыхание, офорт Штеренберга с цветущей веткой и садовым мостиком. Нервная линия графики Михаила Соколова (1885—1947), известного еще и тем, что в 1938 году, в лагере, рисовал сажей и зубным порошком. Яркие, пародийно-бодрые акварели Бориса Булгакова (1893—1964): в начале 1930-х его работы начнут приобретать европейские музеи, в середине 1930-х он оставит «формалистическое» искусство, перейдет на серийное производство иллюстраций к энциклопедиям: тычинки-пестики, тщательная прорисовка членистоногих... И так — тридцать лет. До самой смерти.
       ...Контраст, однако. Цвет, форма, школа, почва, судьба.
       Милан Кундера в романе 1988 года приводил героев в «Метрополитэн»-музей. И после перехода от Матисса, Брака, Эрнста, Миро, Дюфи к актуальному искусству — сам же и нашептывал: «...Нигде ни следа наслаждения. ...Меж двумя этажами текла Лета, река смерти и забвения. ...На циферблате европейской живописи пробило полночь».
       Самое обидное в том, что Кундера не прав.
       ...Контекст «Арт Москвы-2000» действительно во многом адекватен российским объектам. Что выставка «Пейзаж» молодых художников Англии, что экспозиция «Немецкое искусство в Москве», что ювелирные украшения Кристиана Хорнслета (Берлин), похожие на политкорректные наручники...
       И вдруг чудесная работа.
       Английские художники Б. Лэнглендс и Н. Белл. «День и ночь. Полеты над Европой». Черный лист с причудливой сеткой белых линий. Такой же точно белый лист с черной сеткой. Это действительно схема авиалиний от Лиссабона до Перми, сканером сведенная с пестрой карты турагентства. Ни изящество ее, ни таинственное веселье формы, ни мысли о скрытых цитатах из Шекспира, о полетах королевы Маб, о хлопотливо трассирующих, деловитых эльфах Аваллона, о нежности к Европе словами не передать. Все — в лаконичной графике и ангельски простой идее.
       И этому настоящему контексту откликается цикл Валерия Кошлякова «Альбом путешественника»: три огромных цветных снимка. На каждом — глухой бетонный забор с перфорацией поверху. Снег, краешек зябкого синеватого неба, сухие листья московских ясеней. Угольком вместо матерного слова обозначены высотка МГУ, римские пинии, Эйфелева башня. Школа культуры. Красота скудости и распада. Цвет, форма, почва, судьба...
       Цикл инсталляций Вадима Воинова: старая готовальня, жестяной уличный знак конца 1920-х, линейка и обломок примуса, муаровая бумага с письменного стола честного ИТР из коммуналки на Большой Морской. И только шармом вещей воздействие на зрителя объяснить невозможно.
       ...Объект Елены Китаевой: шероховатая сталь, обломок подводной лодки, за стеклами — состаренные, коричневатые фотографии моряков с желваками на твердых скулах. Игра цветов, фактуры металла, стекла, фотобумаги. Будь я заводчиком Путиловым ХХI века, директором «Росвооружения» на худой конец, — в моем кабинете висела бы эта именно штука. Абсолютно стильная и очень почвенная.
       «Арт Москва» нужна несомненно. Как инструмент формирования нового общественного вкуса. Как показатель его. А то ведь мы действительно многим обязаны товарищу Сталину и Ко. Перерывом традиции. Правом на бескультурье, на падение мастерства, на незнание мирового контекста, на сверхдоверчивость.
       И самый отбор показывает теперь — кому принадлежит поле битвы после победы.
       
       P.S.
       Народ в ЦДХ в рассуждении, чего бы приобрести, в эти дни ходил. При мне появились две V.I.P.-персоны.
       Пришел Зураб Церетели. Купил полдюжины вещей для своего музея.
       Пришла британская принцесса Анна. Купила расписное пасхальное яйцо.

       
       Елена ДЬЯКОВА
       
22.05.2000

Отзыв

№ 20
22 мая 2000 г.

 Обстоятельства
Немного народа в большом населении
Гибель под грифом «Секретно»
Олигархи из ФАПСИ
 Подробности
$ 850000 - для губернатора?
«Семья» и семь «я» Путина
Был и. о. президента, стал и. о. Ельцина
 Расследования
«Самоволкой» в Сочи теперь увлекаются куда чаще, чем в армии
 Власть и люди
Как Путин стал автором итальянской газеты
 Власть и деньги
Встретим Клинтона большим долларом
 Общество
Был убит, но почему-то не умер
 Геополитика
Политика не в фокусе, а на перефирии сознания
 После выборов
У дитя появились семь нянек
 Четвертая власть
Домжуру - 80. На пенсию юбиляр не собирается
С моста можно сбросить что угодно
На кнопку разрешили не нажимать
Теперь Гусинского охраняют только «менты»
Теленовости от…
Собеседник на четверых
Телезритель недели: Лариса Васильева
 Наука
Обрубок волшебной палочки
Мы с тобой одной крови
 Свидание
Стихи Иосифа Бродского. Публикуется впервые
 Сюжеты
Хиромантия войны
Детский взвод майора Афонина
Дама с задачкой. Училка из Сибири - 2
 Спорт
«Прописки» не будет?
 Культурный слой
Шейлок с компьютером
Хроника трехсотлетней войны
Европейская ночь в картинках
Фотоувеличение чувств
Второй «Брат» похож на первого только лицом
Ссылка на детство


 Ведущий номера:
Олег           
ХЛЕБНИКОВ

Новая почта
Введите ваше регистрационное имя
Введите ваш пароль

Регистрация


   

   

2000 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100