NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

СОБЕСЕДНИК НА ЧЕТВЕРЕНЬКАХ
«Виртуальный мир может стать более активным, чем реальный, а это приведет к гуманитарной катастрофе»
       
 Рисунок С. Аруханова        Пережив две последние предвыборные войны, мы с полным правом можем считать себя ветеранами телевизионного фронта. Не замечали: когда смотришь телевизор часто и много, впадаешь в состояние легкого отупения — не пьян, но постоянно под кайфом. Мысли становятся вялыми, чувства — безвкусными, как будто чужими. Если чего-то и хочется, то лишь одного — снова погрузиться в диванно-телевизионный гипноз, когда не надо думать, когда развлекают. Мы отдыхаем, а с нами активно работают...
       Желание понять, кто же все-таки живет в моей квартире под видом телевизора и как к нему относиться, привело меня на психологический факультет МГУ. На мои вопросы ответила ЛИДИЯ ВЛАДИМИРОВНА МАТВЕЕВА, кандидат психологических наук, специалист в области психологии телевидения

       
       — Лидия Владимировна, почему именно телевидение стало для современного человека главным источником информации о мире?
       — Причин несколько. Во-первых, наиболее удобной для нашего восприятия и запоминания является зрительная информация. Если вам показать десять картинок, а потом попросить узнать их среди десяти тысяч других, вы легко это сделаете. Со словами подобный результат не получится. Человеческий мозг способен вместить бесконечно большое количество визуальной информации. Во-вторых, зрительный код является межкультурным, он понятен людям всех национальностей. С тех пор как изобрели фотографию, человек научился сохранять свои внутренние зрительные образы, больше того, конструировать, изменять их. Телевидение есть моделирование идеальной внутренней работы с образами. В этом его культурная функция. В будущем все более тонкие интеллектуальные механизмы сознания будут выноситься вовне и изменяться с помощью информационных технологий. В-третьих, телевидение как бы зеркало, в котором человек видит себе подобных в интересующих его ситуациях и может как бы прожить их, не сходя с дивана. В этом еще одна причина его популярности. Венгерские психологи выяснили, что телевидение в обществе осуществляет коммуникацию как бы с позиции отца.
       Теперь посмотрите на сложившуюся в нашей стране лицемерную позицию, что телевидение должно быть освобождено от любых моральных принципов. Информационные материалы заказываются определенным типом социальных заказчиков, сам телевизионный продукт создается людьми, которым свойственна сниженная чувствительность к себе и другим, напористость и демонстративность! Наше информационное пространство продается любому, кто платит. Телевидение никем не контролируется на предмет соблюдения психологических и даже медицинских норм, и это становится для нашего общества очень серьезной информационной ловушкой.
       — Насколько адекватно современный зритель воспринимает нынешнее телевидение?
       — Многие умные люди его уже не смотрят, потому что как партнер по общению оно их не устраивает. Запад в этом смысле несильно отличается от нас. В одной из статей американские тележурналисты, делающие новости, заявляют: «Чтобы разговаривать со зрителем на равных, нам придется встать на четвереньки». Но убеждена, что в нашей культуре заложена высокая сопротивляемость к любым попыткам упрощения информационного потока, ведь русская литература формирует многогранный взгляд на мир и на себя. Два года назад мы проводили исследование на Дальнем Востоке и на вопрос: «Что самое неприятное в вашей жизни?» простые люди отвечали: «Современное телевидение и реклама. Они считают нас тупыми». Люди по всей России прекрасно понимают, что творится на нашем телевидении. И терпеливо ждут, когда, наконец, закончится этот беспредел.
       — Какими средствами воздействия на зрителя располагает программа новостей?
       — Новости — концептуальный стержень любого телевизионного канала, в силу этого они наиболее подцензурны владельцу. По тому, какой резонанс они хотят вызвать в обществе, какие чувства возникают лично у вас, вы можете судить об их истинных целях. Обратите внимание, какую новость та или иная информационная программа выбирает в качестве главного события дня, и это вам о многом скажет.
       — Я, как зритель, устал от бесконечных пожаров, заказных убийств и захватов заложников! Почему из всего многообразия новостей чаще отбираются именно эти события?
       — Легче всего управлять испуганным человеком! Это называется социальной манипуляцией. Постепенно у зрителя формируется определенное представление о своей жизни, стране и мире, в котором он живет.
       — Как же себя защитить?
       — Первый тип защиты: смотреть разные новости по разным каналам, то есть ставить себя в позицию эксперта. Зритель встает над каналами и становится не потребителем информации, а наблюдателем гладиаторской информационной войны. Второй тип: выбирать один из каналов, доверяя только ему, и параллельно читать прессу. Третий тип: зритель смотрит на новости как на срежиссированный спектакль. Здесь, как и в первом типе защиты, человек уходит от роли партнера по коммуникации. Четвертый: просмотр вместо новостей кинофильмов или развлекательных программ. Последнее учитывают и телевизионщики, на этом построены контрпрограммирование, стремление параллельно новостям конкурентов поставить в эфир что-то отвлекающее зрителя от чужих новостей. Вообще телевидение не создает что-то принципиально новое. Его главная особенность — усиление уже существующих установок.
       — Какие данные ваших исследований показались вам наиболее парадоксальными?
       — Меня озадачило, что образ популярного человека на телевидении у большинства людей входит в круг «значимых других». То есть зритель при планировании своей жизни, в выборе целей ориентируется на телезвезду. У каждого из нас есть представления о близком друге, хорошем и плохом человеке. Телегерой — вдумайтесь! — стал занимать в нашем сознании нишу «реального хорошего человека». Происходит подмена — мы ориентируемся не на человека своего круга, а на образ из телеэкрана. При исследованиях также выяснилось, что телегерой по определенным характеристикам оценивается и как «плохой человек» — индивидуалист, не стремящийся к построению партнерских, доверительных отношений. Образы в нашем сознании смешались.
       — Какими вам видятся взаимоотношения человека и телевизора в будущем?
       — Виртуальный мир может стать более активным, чем реальный, а это способно привести к настоящей гуманитарной катастрофе. Объединение компьютерных и телевизионных технологий может породить новый тип коммуникации, при котором станут возможны создание «цифровых матриц» живых людей и беспредельная манипуляция с ними. Сейчас виртуальный мир есть отражение идеального мира, и ничего больше, просто пассивная коллективная память человечества. Если она станет активной, последствия будут непредсказуемыми.
       
       Сергей СЕЛИХОВ
       
22.05.2000

Отзыв

№ 20
22 мая 2000 г.

 Обстоятельства
Немного народа в большом населении
Гибель под грифом «Секретно»
Олигархи из ФАПСИ
 Подробности
$ 850000 - для губернатора?
«Семья» и семь «я» Путина
Был и. о. президента, стал и. о. Ельцина
 Расследования
«Самоволкой» в Сочи теперь увлекаются куда чаще, чем в армии
 Власть и люди
Как Путин стал автором итальянской газеты
 Власть и деньги
Встретим Клинтона большим долларом
 Общество
Был убит, но почему-то не умер
 Геополитика
Политика не в фокусе, а на перефирии сознания
 После выборов
У дитя появились семь нянек
 Четвертая власть
Домжуру - 80. На пенсию юбиляр не собирается
С моста можно сбросить что угодно
На кнопку разрешили не нажимать
Теперь Гусинского охраняют только «менты»
Теленовости от…
Собеседник на четверых
Телезритель недели: Лариса Васильева
 Наука
Обрубок волшебной палочки
Мы с тобой одной крови
 Свидание
Стихи Иосифа Бродского. Публикуется впервые
 Сюжеты
Хиромантия войны
Детский взвод майора Афонина
Дама с задачкой. Училка из Сибири - 2
 Спорт
«Прописки» не будет?
 Культурный слой
Шейлок с компьютером
Хроника трехсотлетней войны
Европейская ночь в картинках
Фотоувеличение чувств
Второй «Брат» похож на первого только лицом
Ссылка на детство


 Ведущий номера:
Олег           
ХЛЕБНИКОВ

Новая почта
Введите ваше регистрационное имя
Введите ваш пароль

Регистрация


   

   

2000 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100