ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА СТРАНЫ
Согласно
приказу № 242 Министерства культуры РФ от 13 апреля
2000 года Евгений Федорович Светланов перестал
быть главным дирижером и художественным
руководителем Государственного академического
симфонического оркестра.
До 20 мая будут внесены
предложения по кандидатуре нового
художественного руководителя и главного
дирижера ГАСО. (Известно, что в числе кандидатов
— Александр Николаевич Лазарев.)
Министерство готово
оказать новому руководителю оркестра «в
приоритетном порядке правовую и иную
необходимую помощь... в разработке и реализации
программы неотложных мер по творческому
развитию, кадровому обновлению,
совершенствованию управленческих механизмов,
улучшению финансового обеспечения коллектива».
Все, кто следил за
длительным развитием конфликта между
блистательным дирижером и оркестром, которым Е.
Ф. Светланов управлял с 1965 года, молча согласятся:
«неотложные меры» надобны.
И поступок Минкульта —
жесткий и спорный, но здравый и трезвый.
Приказ № 242 подписал
министр культуры РФ М. Е. Швыдкой.
Вот прямая речь — его
комментарий:
—
Никаких препятствий для работы Светланова в
России нет и быть не может. Я прекрасно понимаю,
какой уникальной фигурой является Евгений
Федорович. Светланов — гениальный дирижер, я не
раз говорил ему это в глаза, могу сказать и
сейчас. Вероятно, он лучший дирижер в современном
русском музыкальном театре.
Но он оказался плохим
управленцем. ГАСО в последние годы стало трудно
назвать лучшим оркестром страны, как это было
прежде... Вероятно, мог быть найден консенсус
между дирижером и коллективом. Но он не был
найден. И по любым законам менеджмента
ответственность за ситуацию несет руководитель.
Одно дело — выполнение
обязанностей руководителя оркестра, другое —
музыкальная гениальность, которая от
Министерства культуры никак не зависит.
Я думаю, что мы будем
создавать некий такой российский «институт
бессмертных», и я, естественно, сделаю все
необходимое, чтобы Евгений Федорович Светланов
занял там свое место в числе первых...
Речь идет об одном: об
отношениях руководителя институции, в данном
случае — оркестра, с учредителем, то есть с
министерством. А совсем не об отношениях
художника с Господом. Понятно, что таковые вне
нашей компетенции. Мы занимаемся рукописями, а не
вдохновением. Это разные вещи.
Все это время на всем
протяжении конфликта оркестр мечтал об одном:
чтобы Светланов с ним работал, а не чтобы
Светланов с ним не работал. 20 апреля состоится
концерт в Большом зале консерватории. Гений
оказался неудачным менеджером, но ушел из ГАСО
именно как управленец, а не как музыкант.
Но любой конфликт такого
рода, если он длится более года, зависит от
компетенции руководства — творческого и
административного. Обычно увольняют менеджера.
Это закон. Так происходит всегда и везде, это
типичное управленческое решение.
Приказ от 13 апреля
продиктован желанием сохранить ГАСО — один из
важнейших институтов отечественного симфонизма.
Министерство культуры долго, в течение
нескольких лет не пользовалось своим правом
учредителя обсуждать творческие институции.
Но это положение вещей
изменяется. На 26 мая назначена коллегия
министерства, посвященная коллекции современной
живописи Третьяковской галереи. И это будет не
творческая дискуссия, а именно коллегия
министерства. Хотя, вероятно, и с элементами
дискуссии...
Записала Елена
ДЬЯКОВА
20.04.2000 |