NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ТОПТАТЬСЯ НА МЕСТЕ —
СМЕРТИ ПОДОБНО

       
       Под этой рубрикой мы печатаем ответы известных экономистов и политиков на недоуменные, порой нелепые с точки зрения экономической науки «обывательские» вопросы, связанные с острыми ситуациями нашего бытия. «Новая газета» обратилась к Б. ГРЫЗЛОВУ, Г. ЗЮГАНОВУ, В. ЖИРИНОВСКОМУ, С. КИРИЕНКО, О. МОРОЗОВУ, Е. ПРИМАКОВУ, В. ПУТИНУ, Г. СЕЛЕЗНЕВУ, Е. СТРОЕВУ, Г. ЯВЛИНСКОМУ с просьбой ответить на ключевые, по мнению читателей, вопросы российской экономики
       
       1
       КАКОЙ ИЗ ВАРИАНТОВ РЫНОЧНЫХ РЕФОРМ ВЫ ОТСТАИВАЕТЕ? Они: а) должны быть доведены до конца в том варианте, в каком были начаты в 1992 году; б) требуют серьезной, глубокой корректи ровки с точки зрения их социальных результатов; в) требуют отказа от проводившейся Ельциным, Гайдаром, Чубайсом экономической политики в пользу усиления роли государства в регулировании рыночных отношений.
       
       2
       ВЫ ЗА СВОБОДНУЮ КУПЛЮ-ПРОДАЖУ ЗЕМЛИ ИЛИ ПРОТИВ? ПОЧЕМУ?
       
       3
       ЦЕНЫ РАСТУТ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ИНДЕКСИРУЮТСЯ ЗАРПЛАТЫ И ПЕНСИИ. МОЖЕТЕ ЛИ ВЫ ПРЕДЛОЖИТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕШЕНИЕ ЭТОЙ ПРОБЛЕМЫ?
       
       4
       КОРРУПЦИЯ, КРИМИНАЛЬНЫЙ ПЕРЕДЕЛ СОБСТВЕННОСТИ ГРОЗЯТ СТАТЬ РАКОВОЙ ОПУХОЛЬЮ ЭКОНОМИКИ РОССИИ. КАКОЕ ЛЕЧЕНИЕ ВЫ ПРЕДЛАГАЕТЕ?
       
       5
       КАКОЕ РЕШЕНИЕ, КАСАЮЩЕЕСЯ ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ (БУДЬ ТО ПАРЛАМЕНТСКИЙ ЗАКОН ИЛИ ПРЕЗИДЕНТСКИЙ УКАЗ), ВЫ СЧИТАЕТЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫМ?
       
СЕГОДНЯ НА НИХ ОТВЕЧАЕТ РУКОВОДИТЕЛЬ ФРАКЦИИ «ЕДИНСТВО» В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РФ БОРИС ГРЫЗЛОВ
       


            
       
1
       В вопросах «Новой газеты» уже как бы содержатся своего рода варианты ответов. И в каждом из них есть свои рациональные зерна. Тут, с моей точки зрения, в первую очередь надо исходить все-таки из того, что сейчас на дворе у нас уже 2000 год, а не 1992—1993 годы, на которые пришлась самая жаркая полемика по поводу выбора пути развития страны. И что все мы — и сторонники, и самые горячие противники реформ — живем теперь уже в другой стране. И не в последнюю очередь благодаря тому, что начиная с 1992 года реформы стали проводиться в жизнь. Пусть пробуксовывая, пусть медленно, пусть со скрипом... Факт, однако, остается фактом.
       Мне кажется, что во многом мы еще не вышли на более высокий виток в своем развитии именно потому, что реформы наши носили незаконченный характер. Другое дело, что наша молодая тогда исполнительная власть не обладала еще опытом проведения такого рода реформ — а кто им тогда обладал вообще? — и что реформы проводились поспешно с учетом того крайне тяжелого экономического положения, в котором находилась страна. Вносить корректировки в эти реформы приходилось на ходу.
       Отмечая некоторый идеализм наших реформаторов, нельзя не сказать и о том, что они действовали в условиях очень жесткого прессинга со стороны самых разных сил в обществе и при этом были абсолютно искренни в своем стремлении уйти от прошлого, сделать качественный рывок в будущее.
       Теперь же мы накопили определенный опыт, пришли к пониманию того, что при проведении реформ следует уделять намного больше внимания их социальному аспекту, что нельзя пускать на самотек заботу об отечественном производителе. Изменилось и наше представление о роли государства и об участии государства и его ключевых институтов в регулировании рыночных отношений; об отстаивании интересов отечественного производителя, в том числе и на международной арене; о системообразующей роли опережающих наукоемких технологий. Но все это могло прийти только с опытом.
       Так что, понимая эти проблемы не только теоретически, но и столкнувшись на практике с тем, что незавершенность наших реформ служит очевидным и серьезным препятствием для дальнейшего развития России, для нового качественного рывка вперед, мы вместе с тем не должны игнорировать те рациональные зерна, которые содержатся и во втором, и в третьем вариантах ответа на этот вопрос. На базе осознания всего этого и должна родиться стратегия развития России на многие годы вперед.
       
       
2
       Вопрос о частной собственности на землю очень сложен сам по себе, особенно в российских условиях — с учетом всего того наследия по данному вопросу, корни которого уходят в нашу древнюю историю. Вместе с тем нельзя не отдавать себе отчет в том, что без принятия нового закона о частной собственности или же земельного кодекса Россия будет либо очень медленно двигаться по пути рыночных преобразований, либо вообще топтаться на месте, что в наших условиях смерти подобно.
       Наша фракция считает принятие земельного кодекса ключевым моментом всей экономической политики. Это будет означать и переход земель в собственность эффективных производителей путем купли-продажи, в том числе и земель сельскохозяйственного назначения; и развитие таких современных и очень нужных людям форм хозяйствования, как, например, ипотека.
       Вместе с тем принимать земельный кодекс не следует поспешно, впопыхах именно с учетом важности данного вопроса. Мы тут как раз согласны с президентом России В. В. Путиным, который заявил в Иркутске, что этот вопрос требует тщательного изучения и тщательной проработки. Именно поэтому наш представитель в Комитете по аграрным вопросам в Думе выступил за то, чтобы рассмотрение вопроса о земельном кодексе на пленарном заседании Думы было перенесено с марта на более поздний срок.
       Наше понимание сути предлагаемого проекта земельного кодекса во многом совпадает с тем, что было подготовлено специалистами из фракции СПС, с которой мы тесно сотрудничаем в Государственной Думе. Вместе с тем мы сейчас внимательно изучаем выносимый на рассмотрение проект, чтобы окончательное решение вопроса о частной собственности на землю в России отвечало как интересам развития страны в целом, так и интересам эффективных собственников и производителей отечественной сельскохозяйственной продукции.
       
       
3
       Вопрос об «опережающем» росте цен и об индексации пенсий и зарплат трудящихся нельзя рассматривать в отрыве от контекста всей социально-экономической политики государства.
       При выборе стратегии экономического развития, над проектом которой работают сейчас лучшие умы, привлеченные к сотрудничеству исполнительной властью, нельзя сбрасывать эту проблему со счетов. Вместе с тем решение данного вопроса определяется тем, насколько хорошо будет развиваться наша экономика, насколько быстро мы сумеем преодолеть кризисные явления, насколько эффективно сможем привлекать внутренние и внешние инвестиции в интересах экономического развития.
       Рост размеров пенсий и заработной платы в государственном секторе неразрывно связан с поступлениями в государственный бюджет. А это помимо прочего подразумевает и гораздо более эффективную экономическую политику, и в первую очередь совершенствование налогового законодательства, повышение эффективности работы фискальных органов.
       Мы не раз говорили о необходимости минимизации так называемых социальных последствий экономических реформ. Вся деятельность нашей фракции в Государственной Думе будет направлена на проведение такой социальной политики, которая соответствовала бы интересам большинства и потребностям наименее социально защищенных групп населения.
       
       
4
       Безусловно, борьба с преступностью и коррупцией является сейчас одной из главных задач, стоящих перед всеми ветвями власти. Без решения этой задачи мы вряд ли сможем даже приблизиться к решению всех других проблем, стоящих перед российским обществом.
       С одной стороны, нам предстоит повысить эффективность наших органов внутренних дел и вообще всех без исключения так называемых силовиков. Под этим я понимаю не только увеличение заработной платы всем сотрудникам силовых ведомств, но и целый комплекс мер, направленных на совершенствование законодательной базы их деятельности, коренное улучшение технического оснащения, строгий контроль со стороны как власти, так и общества в целом за деятельностью силовиков, соблюдением ими законности, а также неуклонное и самое решительное избавление от всех тех, кто пытается использовать свое служебное положение в личных целях. Должна будет возрастать и роль собственных служб безопасности каждого из силовых ведомств. При этом мы будем выступать за гласные и очень жесткие меры против тех, кто, встав на защиту законности, сам же первый ее и нарушает.
       Мы самым решительным образом должны будем повести борьбу против коррупции во всех эшелонах власти. При возникновении любого «конфликта интересов» или даже при малейшем подозрении на то, что государственный служащий действовал в интересах не государства, а частной компании, частного лица или группы лиц, должно назначаться служебное расследование. Мы выступаем за ужесточение контроля над деятельностью государственных служащих всех уровней, в том числе и за введение более жестких уголовных наказаний чиновников, нарушивших закон или же превысивших свои служебные полномочия. И, наконец, мы выступаем за принятие емкого и жесткого кодекса государственной службы, в котором все нарушения существующих законов и правил были бы прописаны в гораздо более детальном виде.
       Вместе с тем мы выступаем и за то, чтобы многим категориям государственных служащих, в том числе и во имя того, чтобы избежать соблазна легкой наживы на стороне, была повышена заработная плата. То есть, с одной стороны, мы предлагаем гораздо жестче спрашивать с чиновников и государственных служащих, но одновременно и предлагаем увеличить компенсацию тем, кто активно трудится на благо государства, отдавая себе отчет в том, что в условиях рыночной экономики и высоких зарплат и прибылей в частном секторе у нынешнего чиновника соблазнов перед глазами куда больше. При этом на повестке дня рано или поздно, а скорее уже сейчас встает и вопрос о сокращении армии чиновников, о повышении эффективности деятельности каждого сотрудника государственного аппарата.
       Что касается комиссии по коррупции, работающей в рамках Государственной Думы, то ее деятельность должна быть максимально конкретной. Нам нужна не трибуна сенсационных разоблачений (для этого достаточно наших СМИ, которые немало делают в этом направлении), не изучение коррупции как социального явления, а парламентский орган законодательной поддержки и контроля правоохранительной системы, работающей в этом направлении.
       
       
5
       Проведение в жизнь комплексной стратегии экономического развития невозможно без учета всех ее компонентов.
       С моей точки зрения, таким важным компонентом является принятие Налогового кодекса. Вопрос о внесении важных изменений в налоговую политику нашего государства уже давно можно считать наболевшим: за принятие нового налогового законодательства выступают представители многих партий и движений. С нашей точки зрения, и в российском обществе в целом уже созрело понимание необходимости и неизбежности этих мер. С другой стороны, нельзя бесконечно оттягивать и принятие земельного кодекса.
       
       Ким СМИРНОВ
       
10.04.2000

Отзыв

№ 14
10 апреля 2000 г.

 key-obstoyatelstva.gif (7402 bytes)
Угрозы от ЛУКОЙЛа
 key-podrobnosti.gif (6922 bytes)
Путин делает первые ошибки
Дошло!
Немецкие наемники в Чечне?
 key-rassledovaniya.gif (7229 bytes)
Копилка для сребреников
 key-vlast-lydi.gif (7107 bytes)
Топтаться на месте - смерти подобно
Любимая женщина "смольнинского Якушкина" - Владимир Яковлев
 key-obchestvo.gif (6499 bytes)
Клетка для беженца
Кого жалеют и не жалеют на войне
Шторы для страха
Министр-капиталист?
Анатомия наплевательства
 key-geopolitika.gif (6779 bytes)
Может быть, нас объеденит не война, а "Мир"?

То опущусь на дно морское, то поднимусь под облака
 key-4-vlast.gif (7519 bytes)
Все слухи о смерти НТВ из области черного PR
Телезритель недели: Александр Адабашьян
Теленовости от...
Буржуй нашего времени
 key-inostraniya.gif (6627 bytes)
У страха глаза велики. А мозги - маленькие
 key-syuzgety.gif (6288 bytes)
Шпион - находка для шпиона
 key-sport.gif (5884 bytes)
Женщина-вратарь остановит все, что летит, идет, ползет в ворота
Новости от...
 key-kult-sloy.gif (7521 bytes)
Все мы вышли из "Шинели Гоголя, а Норштейн в ней остался
При равнении на государство получается фюрер
Ахматова наговорила его, как патефонную пластинку
Счастливое событие в Марселе
Русские ответы на гамлетовский вопрос
  


 Ведущий номера:
Олег            
ХЛЕБНИКОВ

Новая почта
Введите ваше регистрационное имя
Введите ваш пароль

Регистрация


   

   

2000 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100