NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

СИЦИЛИАНСКАЯ ЗАЩИТА
       
 Фото Геннадия Несмачного        Спектакли по пьесам Эдуардо де Филиппо были очень популярны во всем мире в пятидесятых годах. Наша страна немножечко подумала и выбрала для патетического итальянца с куртуазным псевдонимом (настоящее имя де Филиппо — Пассарелли) более знаковое место и время в своем сознании — годы шестидесятые. «Филумена Мартурано», «Мэр района Санита», «Неаполь — город миллионеров» шли тогда по всей стране.
       Единая, но многофункциональная декорация, монтажный принцип построения спектакля, уподоблявший течение сценического действия потоку жизни, — это пришло в итальянский послевоенный театр из кино творивших тогда Висконти и Дзеффирелли, и все это сохранено на сцене Театра сатиры в спектакле Михаила Мокеева «Неаполь — город миллионеров».
       Кое-как сделанная маленькая каморка синьора Дженнаро Йовине, куцая скатерть на столе, огромная кровать с гигантскими пуховыми перинами, таящими в себе раблезианские запасы еды, стол для посетителей домашней нелегальной кофейни: в небогатой неапольской квартирке 1942 года очень тесно и чувствуется неприкрытая нужда, которая весьма не прочь разбогатеть. Стать богачами хочет вся семья: сынок Амедео, один из первых возведший шутливый девиз неаполитанцев «у нас дураков нет» в закон жизневыживания, дочка Мария Розария, под прикрытием походов в кино «Рома» гуляющая направо и налево, даже соседка Аделаида рада за маленький гостинец расплатиться лживым ласковым словцом. Время работает пока против них: в городе оккупанты, ежечасные бомбежки, голод. Всем хочется спокойно и, может быть, даже честно жить, и все обращаются с этим к Дженнаро, отцу семейства, нелепому, контуженному в 14-м году Дженнаро, по забывчивости съедающему чужие макароны (этот парадоксальный пример воровства будет расценен сыном как руководство к действию). «Вы спрашиваете, зачем затеваются войны? Чтобы все товары попрятать!» Слов Кассандры, провидения и совести, чьи функции здесь архетипически совмещает Спартак Мишулин, никто не слышит, и все по-прежнему так деловиты: его супруга донна Амалия (Ольга Аросева) на пару с влюбленным в нее подельником Эррико спекулирует продуктами, сын ворует, дочь гуляет... Фирменная «сатировская» интонация нередко занавешивает смысл патетических и гневных речей Дженнаро, но это даже на пользу спектаклю: аромат спектакля не в них.
       То, о чем он говорит, терпеливый зритель слышит в каждом выпуске новостей: терроризм, взрывы домов, исчезновение корабля с грузом. И еще мешает неотвязный мишулинский образ Карлсона, который в некоторых сценах, правда, даже помогает. А сын Амедео кричит ему: «Зачем ты мне все это рассказываешь?!»
       Но Дженнаро да полубезумная старая дева, ждущая с войны своего убитого жениха, — единственные верные себе люди. Даже у многодетного бухгалтера Риккардо получается стать человеком только после хлестких ударов судьбы. А донн'Ама становится матерью только в финале, когда ее смертельно заболевшей дочке бескорыстно приносит спасительное лекарство обобранный ею бухгалтер...
       При всем злодействе роли для Аросевой этот спектакль — ее бенефис. Она беспрерывно меняет шикарные платья, иногда уходит со сцены, уступая место новому поколению «Сатиры», использует все голосовые октавы, то поражая лицемерием, то расчетливостью и неизменно очаровывая великим женским терпением и непреходящей любовью к своему нелепому даже в ее глазах, но все равно единственному мужу. Когда в конце первого действия обсыпанный мукой Дженнаро, только что изображавший неприступного покойника на священной кровати со съестным, уходит из дома, она единственная из всей разбитной компании замечает его уход и безмолвно смотрит ему вслед...
       
       Екатерина ВАСЕНИНА
       
30.03.2000

Отзыв

№ 12 (д)
30 марта 2000 г.

/images/---nomer-sod---/key-zero.gif (4801 bytes)key-podrobnosti.gif (6922 bytes)
Контрольная покупка. Взгляд на историю со стороны
Новости от...
/images/---nomer-sod---/key-zero.gif (4801 bytes)key-rassledovaniya.gif (7229 bytes)
ФСБ. Гексоген. Рязань. Мнения специалистов об информационной атаке на "Новую газету"
/images/---nomer-sod---/key-zero.gif (4801 bytes)key-spec-report.gif (8257 bytes)
Президент - свой в доску
По Путинским местам
/images/---nomer-sod---/key-zero.gif (4801 bytes)key-obchestvo.gif (6499 bytes)
Как спасали солдата Алешку. История в письмах о добре и зле
/images/---nomer-sod---/key-zero.gif (4801 bytes)
Абрамович обвиняет ЦИК в нарушении прав избирателей
Ударение страны первым слогом. Заметки филолога
Есть идея: вскрывать одновременно
Сокрушительная победа. О тайном волеизъявлении и явном преимуществе
/images/---nomer-sod---/key-zero.gif (4801 bytes)key-4-vlast.gif (7519 bytes)
До и после полувыборов. Репортаж из первой теленочи второго президента РФ
Рейтинг - норма жизни
/images/---nomer-sod---/key-zero.gif (4801 bytes)key-tochka-zreniya.gif (6869 bytes)
Запад нас догнал
/images/---nomer-sod---/key-zero.gif (4801 bytes)key-syuzgety.gif (6288 bytes)
Эйв размножается только в неволе
Уголок Кнышева
В лесу теряются те, кто не может там найти себя
И страсть на цыпочках влруг переходит в дрожь
/images/---nomer-sod---/key-zero.gif (4801 bytes)key-kult-sloy.gif (7521 bytes)
Запретный плод больше, но кислее. Феликс Кривин. Проза
"Оскар" загляделся на Европу
"Ника" без Никиты
Сицилианская защита
Слишком много клоунов?
Борцы за птичьи права
"К барьеру, государь!"


 Ведущий номера:
Георгий      
РОЗИНСКИЙ

Новая почта
Введите ваше регистрационное имя
Введите ваш пароль

Регистрация


   

   

2000 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100