NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ТОЛЬКО В ЧЕЛОВЕКЕ, НО НЕ В КАЖДОМ

       «P. S.» Э. Т. А. Гофмана. Академический театр драмы им. А. С. Пушкина
       
 Фото Михаила Гутермана        ...В окнах бамбергских домов рококо розовые и зеленые стекла, статуи святого Иоганна Непомука стоят в молитвенных позах на углах улиц, желтые почтовые кареты с грохотом катят по мостовой, и у почтарей в синих камзолах рожок висит на широком ремне, как в песнях Шуберта. Театр расположен на улице Цинкенверт, около моста Монахинь. В сентябре 1808 года Эрнст Теодор Гофман приехал в Бамберг и стал капельмейстером местного театра.
       Эрнст Теодор увлеченно смешивал вымышленное и подлинное. Амадею казалось, что такой мир легче создать на сцене музыкального театра и что это отвечает потребностям немецкой души.
       «Музыка открывает человеку неведомое царство, не имеющее ничего общего с окружающим нас чувственным миром», — говорил безнадежно влюбленный в свою ученицу преподаватель музыки Э. Т. А. Гофман.
       Посему его porte-parole Иоганнес Крейслер — неприукрашенный автопортрет. В спектакле Александринского театра Гофмана, простите, Иоганнеса Крейслера играет невысокий, нервный всклокоченный альбинос (Александр Баргман) с невидящим взглядом и застывшей лицевой судорогой. Фальшивый аккорд вызывает у него приступ отчаяния, сам он состоит из причуд, резких гримас, нелепого костюма и почти карикатурной жестикуляции... Его раздражает, что наряду с чаем, пуншем и мороженым на вечерах всегда подается немножко музыки, которая поглощается изящным обществом с таким же удовольствием, как и все остальное.
       На полу, усыпанном упавшими с небес черными копирками, белыми нотными листами, желтыми опавшими листьями, Иоганнес чертит меловой круг вокруг своей возлюбленной Юлии, желая защитить ее от мира, от самого себя и себя от нее. Желтый подсолнух в зеленой вытянутой бутылке, расцелованный в пыльные бронзовые щеки бюстик Моцарта, зачехленные часы с маятником, рояль и стулья — весь этот мир материи вокруг себя Крейслер едва выносит.
       По Лессингу, для сцены более полезны и нужны актеры, знающие приемы «показа чувства», чем те, которые отдаются переживанию полностью и забывают о внешней форме. Такова Наталья Панина, играющая Юлию, таков Алексей Девотченко, играющий черноволосого двойника и соперника Иоганнеса. Но не таков Александр Баргман, играющий Крейслера. Не заботясь об эстетике, он вызывает своим видом шок, отвращение, презрение и лишь после, сквозь это, — любовь и жалость, которые нужны ему меньше всего, но необходимы нам для спокойного сна. И Крейслер, дрожа от омерзения, позволяет нам жалеть себя.
       Поскольку мы слушаем каденции на тему Моцарта, Иоганнес пером в воздухе чертит музыку, а режиссер Григорий Козлов синтезирует искусства, как того хотелось когда-то Теодору Амадею, причудливо и выдержанно смешивая драму, пантомиму, ритмическое чтение текста под музыку и итальянскую комедию (под занавес герои выходят в костюмах Пьеро, Арлекина и Коломбины).
       «Откажись от света, ты все равно гость в нем», — шепчет черноволосый alter ego, одетый в черное, как монах и пленник, тогда как Крейслер в белом — как сумасшедший или ангел.
       Узкий проем в кулисе иногда открывается, и взору предстает основная сцена филиала Малого театра, ало освещенная, с бархатными оперными ярусами. «Столбы помоста врыты, доски сбиты,/ И каждый ждет от нас невесть чего», — кажется, вспоминает из «Фауста» Крейслер, прогуливаясь меж пустых рядов, тогда как его двойник беззаботно распевает любовные арии.
       А счастье, как известно, находят только на избитых путях...
       Чудесное быстро утрачивает силу воздействия от слишком яркого света рампы. Но нам не дают, по выражению Макбета, «объедаться ужасами», которыми жизнь Гофмана, особенно последние ее годы, была переполнена.
       У музыканта нет в природе прообраза для творчества. Звук есть всюду, но музыка живет только в человеке. И Крейслер не говорил о музыке, потому что это все равно что танцевать об архитектуре. Он писал ее и о ней нотами. В воздухе...
       
       P.S.
       О спектакле «Сказки Гофмана» театра «Зазеркалье» читайте в следующем номере.

       
       Екатерина ВАСЕНИНА
       
20.03.2000

Отзыв

№ 11
20 марта 2000 г.

Обстоятельства

И ФСБ им истины дороже...

Судьба "Неизвестного Путина" неизвестна

Подробности

Мордоворот Леонтьев

Сколько стоит
доступ к и. о.

Кто убил заложников-
англичан
 Расследования

Не спрашивай Касьянова о первом миллионе!

Кому мешал Зия Бажаев
 Власть и люди

Брачные игры с электоратом

Ипотека по-самарски

Станет ли Качканар Учкудуком?
 Власть и деньги

В президентской гонке выигрывают олигархи-"выборщики"

Березовский может быть спокоен - Волкова в Берне пока не ждут

Арестованы подозреваемые в убийстве Новоселова

Лидеры "правых" добровольно подвергли себя политической стерилизации
 Специальный репортаж

Президент "Видео-
Интернешнл" Юрий Заполь о своем расширении на рынке
 Общество

Поле Куликово под Комсомольским

Псковские десантники бились не четыре часа, а девятнадцать?

Руководство Ичкерии занимается торговлей людьми

Ходоки до Путина

Надо воевать, сынок
 Геополитика

Единое магистральное пространство
 Навстречу выборам

Ханты-Мансийский избирком защитил Закон о выборах

Отдать или пропить?

Взятие на испуг

Главный механик "Титаника" против товарища бойкота

Россия, которую мы нашли

Акция "Новой газеты": предварительное голосование

Фундамент для невиртуальной партии
 Четвертая власть

Тоскующие по рейтингу

Телезритель недели: Алексей Венедиктов

Евгений Ревенко: Я не собираюсь в пресс-секретари к Путину

Беcкровное воскресенье голубым глазом

Переключая каналы
 Точка зрения

И стали головы урнами

Молодежь голосует против избирательной кампании на ТВ и самих выборов

Декорация легитимности
 Свидание

Солнце по имени Асисяй. Чтобы мы смеялись, клоуны должны грустить
 Сюжеты

Кто заказал Путина

Малая земля - 2

У боли есть телефонное право
 Спорт

"Третий тайм" мы уже отыграли?

Спонсор, покажи личико!
 Культурный слой

Роль Юрского исполняет гений

Покаяние по-итальянски

Музыка живет только в человеке, но не в каждом

Антитеррористическая операция против Ахматовой

Поэт науки

Как возле Кремля мышей ловили

Немецкий сон о России
 Ведущий номера:
Сергей   
СОКОЛОВ

Новая почта
Введите ваше регистрационное имя
Введите ваш пароль

Регистрация


   

Наша акция
«Книга памяти»

   

2000 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100