NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ДВА ВЕКА:
ЗОЛОТОЙ И САМОВАРНЫЙ

  
       «Русский Гамлет (Сын Екатерины Великой)». Балет в 2-х действиях на музыку Л.Бетховена и Г. Малера. Балетмейстер-постановщик — Б. Я. Эйфман, дирижер-постановщик — М. Ф. Эрмлер. Большой театр
       
       
«Екатерины II не миновал столь обычный и печальный вид бессмертия — тревожить и ссорить людей и по смерти», — писал В. О. Ключевский в 1896 году. Что ж удивляться полемике вокруг «екатерининской» премьеры?
       Чувственная пластика Императрицы (Мария Александрова) и Фаворита (Дмитрий Белоголовцев), нарочито деревянный, напоминающий о гатчинской шагистике, но и мальчишеский в то же время рисунок танца Цесаревича (Дмитрий Гуданов), храбрость труппы в освоении хореографии Бориса Эйфмана заслуживают «браво!», летящих из зала.
       Но почему эта властная женщина зовется не византийской императрицей Феодорой, не Екатериной Медичи, а именно Екатериной Второй, я не знаю.
       Фаворит «обобщает» в себе Понятовского, Гр. Орлова, Потемкина, Зубова etc. — естественный ход для балетного либретто. Но хореография и режиссура не придают ему ни черточки узнаваемой, ни жеста от людей той эпохи.
       На рубеже 1910-х годов безликость балетных королевств считалась тяжелым наследием «старой императорской сцены». Фокин, ставя «Дафниса и Хлою», изучал пластику фигур античной вазописи, а в 1940-е годы в США, готовя балет «Неизвестный Солдат» (кстати, из той же Павловской эпохи), штудировал военный артикул 1790-х, русский свадебный фольклор, народные гравюры, труды агрономов (его интересовала пластика косарей и жнецов). Добужинский, готовя эскизы к «Коварству и любви», ездил в Штутгарт, где сумел зарисовать точный, со всеми позументами мундир полка, в котором служил Фердинанд.
       ...И вряд ли многое знание так уж придавило к земле их новаторство.
       Видимо, это просто не входит в замысел «Русского Гамлета». Екатерининская Россия здесь предельно условна.
        Золотисто-коричневые, медово-табачные краски первого акта — исторически наименее «екатерининская» гамма цветов из всех возможных. Таковы же мундиры и пластика товарищей Павла. Кордебалет придворных. Черно-белый карнавал. Нет той неуловимой складки, того духа эпохи, который узнает любой человек, раз прошедший по Русскому музею и Царскосельскому парку.
       За кулисами, ожидая выхода, интригуя в ожидании главных партий, стоит Одилия. Эстетика триллера.
       Если восторжествует — воспитает себе соответствующего зрителя. Все «золото» шлейфов и драпировок он поймет четко — там был «золотой век». А у нас тут — тоже самоварный.
       ...А оркестр Большого театра так играет Бетховена, что чудится «Кабинет камей» в Эрмитаже, наваринский дым с пламенем, Сумароков, Камерон, темная зелень мундиров, «лососинная» розовость тафты и бархата, поднятые носы и плечи, надутые паруса...
        Бетховен в Петербурге, вестимо, не служил. Ни в каком полку. Но какая-то одическая нарядность, прямое благородство гармонии позволяют соединить его музыку и все, что выпало из спектакля.
       
       Елена ДЬЯКОВА
       
06.03.2000

Отзыв

№ 9
6 марта 2000 г.

Подробности

Когда верстался номер

Степашин стал разрешенным политиком

И. О. Карандаша
 Расследования

Разведка болью. Как продается будущее отечественных спецслужб

По местам стоять!
 Власть и люди

Пробка имени... Ленина?

Гудящая предвыборная платформа

I-net мигалкам!

Правительство выдало еще больше маяков
 Власть и деньги

Зеленый свет доллара

Можно ли спасти то, что еще осталось?

Авиамоторостроение: правительство голосует "за".

Чеченизация Bank of New York

Престол - лобное место конфессии. Началась гонка за место нового Папы Римского

Тюменские друзья Солоника
 Общество

От заката до рассвета

Стоимость предвыборной похоронки

Кто такой Адам Дениев

Бездумное решение

Низко кланяюсь долготерпению народа, к которому принадлежу
 Навстречу выборам

Как делать?

Заговор ФСБ, или просто бизнес
 Четвертая власть

Владимир Молчанов: Диктатура в России возможна всегда

Телезритель недели: Адрей Бабицкий

ТЕЛЕновости от...

Заклятые политические враги ОРТ и ТВЦ оказались обручены общим несчастьем.
 Свидание

Сергей Станкевич: Все силы ушли на деление. И отнимание
 Сюжеты

Оборотная сторона конверта

Если пьешь - разбавляй

Лакцы
 Спорт

Динамо-мэтр. Легендарный клуб сегодня без звезд.

Влюблен в собственное желание
 Культурный слой

Семь самураев тридцать лет спустя

Загнанных голубей пристреливают, не правда ли?

Фазиль Искандер: Когда мысль опирается на палку...

Гайдай - отец бесшоковой терапии

Абстрактное всемогущество

Гомо пластикус

Стол яств русского авангарда

Два века: золотой и самоварный
 Ведущий номера:
Алишер      
МУРТАЗАЕВ

Новая почта
Введите ваше регистрационное имя
Введите ваш пароль

Регистрация


   

   

2000 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100