NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

ГОМО ПЛАСТИКУС
Открылась выставка, посвященная танцу модерн
  
       В предисловии к первому журналу «Des Dames et des Modes», который появился в самом начале недолгой belle epoque модерна, Анатоль Франс обнародовал своеобразный манифест: «Невозможно познать конкретное общество, не желая узнать моды, царившие в нем. Костюм изобличает нравы...»
       Выставка в филиале Государственного музея им. Бахрушина «Человек пластический» очень подробно, с большим знанием предмета изобличает нравы 1910—20-х годов и рассказывает о становлении танца модерн.
       Посетительница из почетных, седая невесомая старушка в белых чулках, вглядываясь в авторские отпечатки 20-х годов, то и дело слабо вскрикивала: «Ах, Свищов-Паола! Оттон Энгельс! Гринберг! Когда-то мы были знакомы!..»
       Она не познавала то общество, а вспоминала — вышло, что мне легче.
       Импрессионистическому танцу никак нельзя научить — он неповторим и выражает уникальную духовную структуру. Правда, сегодня у нас еще пока не китайский балет с фигурами-клонами и движениями-близнецами, но балетная школа предполагает в первую очередь отточенность техники без изысков живой души.
       Наверное, потому от скромных черно-белых фотографий и наивно старательных искренних поз вдруг до муки хорошо, а от последнего балета Эйфмана приходит сдержанное отчаяние.
       Вот противоречивой и гениальной Айседоре Дункан, английской босоножке в греческой тунике, за которую ее сначала боготворили, а потом презирали, посвящен целый зал.
       Во втором зале турнюры выброшены прочь, юбки «вьюнок» скользнули на пол, накидки-палантины с рукавом-жиго и боа убраны в шкаф. Теперь обнаженное тело — статическое начало танца. Барочные изобретения Владимира Роберга, геометрические упрощения откровенных костюмов Анатолия Петрицкого создали эксцентризм балетов Касьяна Голейзовского и Льва Лукина и помогли публике расшифровать механизм движения мельчайших мускулов, и в идеале все должно было свестись к телесному гриму. Наверняка сегодняшний боди-арт — одно из ярких продолжений тех задушенных идей самостоятельной выразительности тела.
       А вот Голейзовский — сам живописец. Выбросив из костюма складку, он впечатляет не столько линией, сколько красочным пятном. Художнику Галаджеву удается привести движения тела в соответствие с формой костюма и характером декораций(!). Борьба «слащавой и распущенной» пластики Людмилы Алексеевой и ритмической гимнастики Нины Александровой восстановлена в фотографиях и архивных записях. И мы можем знать, что Алексеева проиграла, не вовремя прислушавшись к естественному ритму человеческого тела, а вторая на время победила, так как обеспечивала «крепкое тело и психическую активность» и наряду с князем Волконским продолжала линию школы Жак-Далькроза, который в свою очередь почитал культуру Древней Греции вслед за Дункан. С тех пор движения, определяемые ритмом машин, и эвритмия, связанная с музыкой и «внутренними ритмами», официально и неизбежно пошли разными путями. «Мужской» образ биомеханики противопоставили «женскому» образу эвритмии, предвосхитив мужественный стереотип идеального тела.
       Ритм города начала века уже в наибольшей степени передавало кино. Города хотели танцевать. «Эксцентрическими» бальными танцами — фокстрот и кейк-уок, шимми и регтайм — не пренебрегали известнейшие мастера пластики. Румнев на рисунке Фореггера 1921 года танцует кейк-уок. Серая монументальность сменяется ярким калейдоскопом.
       Фотографам уже тогда удается калейдоскопом объектива соединить в одном кадре разные фазы движения. Но, увы. Показ на выставке, а тем более публикацию снимков даже полуобнаженной натуры (физкультурная тематика не в счет) в то время встречали настороженно. Вот почему столь скуден список публикаций о выставках «Искусство движений» — по своему содержанию они были совершенно не связаны со злобой дня, не совпадали с задачами пролетарского искусства. Журнал «Советское фото» упрекал устроителей таких выставок: в экспозиции «очень много прыжков балерин, женских полуобнаженных тел» и нет массовых движений.
       А фотографы Власьевский, Еремин, Гринберг, Свищов-Паола снимали то, что им нравилось. Поэтому и нам так хорошо от их фотографий.
       В филиале Государственного музея им.Бахрушина на Малой Ордынке, 9, время если и не воспроизведено, то почти доподлинно восстановлено.
       
       Екатерина ВАСЕНИНА
       
06.03.2000

Отзыв

№ 9
6 марта 2000 г.

Подробности

Когда верстался номер

Степашин стал разрешенным политиком

И. О. Карандаша
 Расследования

Разведка болью. Как продается будущее отечественных спецслужб

По местам стоять!
 Власть и люди

Пробка имени... Ленина?

Гудящая предвыборная платформа

I-net мигалкам!

Правительство выдало еще больше маяков
 Власть и деньги

Зеленый свет доллара

Можно ли спасти то, что еще осталось?

Авиамоторостроение: правительство голосует "за".

Чеченизация Bank of New York

Престол - лобное место конфессии. Началась гонка за место нового Папы Римского

Тюменские друзья Солоника
 Общество

От заката до рассвета

Стоимость предвыборной похоронки

Кто такой Адам Дениев

Бездумное решение

Низко кланяюсь долготерпению народа, к которому принадлежу
 Навстречу выборам

Как делать?

Заговор ФСБ, или просто бизнес
 Четвертая власть

Владимир Молчанов: Диктатура в России возможна всегда

Телезритель недели: Адрей Бабицкий

ТЕЛЕновости от...

Заклятые политические враги ОРТ и ТВЦ оказались обручены общим несчастьем.
 Свидание

Сергей Станкевич: Все силы ушли на деление. И отнимание
 Сюжеты

Оборотная сторона конверта

Если пьешь - разбавляй

Лакцы
 Спорт

Динамо-мэтр. Легендарный клуб сегодня без звезд.

Влюблен в собственное желание
 Культурный слой

Семь самураев тридцать лет спустя

Загнанных голубей пристреливают, не правда ли?

Фазиль Искандер: Когда мысль опирается на палку...

Гайдай - отец бесшоковой терапии

Абстрактное всемогущество

Гомо пластикус

Стол яств русского авангарда

Два века: золотой и самоварный
 Ведущий номера:
Алишер      
МУРТАЗАЕВ

Новая почта
Введите ваше регистрационное имя
Введите ваш пароль

Регистрация


   

   

2000 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100