NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

АВИАМОТОРОСТРОЕНИЕ: ПРАВИТЕЛЬСТВО ГОЛОСУЕТ «ЗА»
       
       В конце февраля вице-премьер правительства РФ Илья Клебанов и глава Рос-авиакосмоса Юрий Коптев посетили АО «Пермские моторы». Независимые наблюдатели ожидали их визит с огромным нетерпением и тревогой: в ходе этой поездки должна была наконец решиться судьба авиамоторостроительного комплекса России, дальнейшее развитие которого в последние два месяца активно дискутировалось на самых различных уровнях. Результаты переговоров в Перми превзошли все ожидания — представители правительства заявили, что государство заинтересовано в сохранении за авиапредприятиями их профильной ориентации
       
       
Напомним предысторию вопроса. В январе нынешнего года заместитель председателя правления РАО «Газпром» П. Родионов направил вице-премьеру РФ И. Клебанову официальное письмо, в котором предложил без какой-либо конкурсной основы и безвозмездно передать госпакеты акций четырех ведущих авиамоторостроительных предприятий — «Пермских моторов» (14,25%), «Авиадвигателя» (20,4%), НПО «Искра» (51%) и «Рыбинских моторов» (37%) — в доверительное управление ФПГ «Компомаш». В свою очередь 25% акций этой ФПГ предлагалось передать самому Газпрому, и без того контролирующему 32% «Компомаша» через свои аффилированные структуры.
       Высокопоставленный работник РАО мотивировал целесообразность этой процедуры тем, что Газпром якобы уже инвестировал в «газовую» тематику названных предприятий — в создание газотурбинных установок и газоперекачивающих агрегатов, технология разработки которых аналогична авиамоторной, — большие средства. Потребность Газпрома составляет 100 ГТУ и 45 ГПА в год, так что заказы РАО, по мнению П. Родионова, загрузили бы простаивающие авиапредприятия не меньше чем на 10 лет.
       Действительно, сегодня в условиях отсутствия стабильного госзаказа на авиационные и ракетные двигатели около 50% мощностей уральских предприятий ориентированы на «газовую» тематику. Газпром, заинтересованный в дальнейшей «газификации» отечественных авиамоторостроителей, фактически пожелал обрести полный контроль над этой отраслью. Ситуация требовала продуманного подхода и взвешенного анализа, правительство решило разобраться со всеми «за» и «против» на месте, поэтому, собственно, делегация во главе с вице-премьером и вылетела в Пермь.
       Результаты переговоров показали, что правительство не намерено идти на поводу у желаний естественного монополиста. Илья Клебанов категорически заявил: «Схемы Газпрома очень откровенны, но неинтересны, и госпакетов он не получит». Вице-премьера поддержал генеральный директор РАКа Ю. Коптев: «Такими сложными стратегическими предприятиями должны управлять профессионалы, а запросы Газпрома носят сезонный характер». Глава Росавиакосмоса подчеркнул, что вопрос усиления влияния Газпрома на «Пермские моторы» и аналогичные предприятия будет решаться в рамках реального участия в инвестиционном процессе.
       По мнению правительственных экспертов, предложения Газпрома носили исключительно административный характер и не содержали ни технико-экономического обоснования, ни перечня обязательств Газпрома перед государством. Видимо, подразумевалось, что наращивание работ по «газовой» тематике и поддержка тематики авиационной сегодня по силам лишь гиганту Газпрому, так что, мол, вопрос яснее ясного. Однако анализ взаимоотношений предприятий пермского куста и РАО показал, что не все в них столь гладко, как хотелось бы.
       Работа по профилю Газ-прома требует инвестиций — по разным оценкам, в том числе газпромовским, от 50 до 100 млн долларов. Представители Газпрома утверждают, что РАО выделило уральским предприятиям 258 млн руб. в виде трехлетнего беспроцентного займа — меньше 10 млн долларов. Однако реальность такова, что даже эти деньги до пермяков так и не дошли. Более того, РАО до сих пор не реализовало свое обещание об увеличении объема заказов «Пермским моторам» до 2 млрд руб., данное на совещании правительства 18 ноября 1998 года. Оплата заказов за 1999 г. составила всего 350 млн руб. — в 6 раз меньше обещанного, при этом задолженность по уже отгруженной продукции достигла 90 млн рублей. Доля денежных средств в оплате снизилась с обещанных 40% до 27%. Фактически получается, что не Газпром обеспечивал пермские предприятия своими заказами, а «Пермские моторы» кредитовали всемогущее РАО своей продукцией.
       Что же касается реальных инвестиций, о которых говорил Ю. Коптев, то они есть. Американская корпорация United Technologies и ее дочерняя компания Pratt & Whitney уже вложили в развитие авиатематики пермских предприятий около 38 млн долларов и планируют довести эту сумму до 120 млн долларов. В ближайших совместных планах UT и группы «Интеррос» — основного акционера «Пермских моторов» — реализация программы по производству усовершенствованного авиадвигателя ПС-90А2. В 2000 г. по сравнению с прошлым годом планируется значительно увеличить поставки авиадвигателей. Кроме того, американская сторона выразила желание участвовать в научных разработках новой авиационной и космической техники «Пермских моторов» и НПО «Искра».
       По имеющейся информации, сегодня в Росавиакосмосе интенсивно прорабатываются предложения, альтернативные газпромовским. Например, одно из них предполагает создание под контролем государства «Пермского центра двигателе-строения» — современной моторостроительной корпорации, акционерами которой могли бы стать Газпром, «Пермские моторы», «Интеррос», федеральные и региональные власти, а также предприятия и компании, заинтересованные в продукции центра. Авторы идеи полагают, что в этом случае уральским предприятиям не грозит перепрофилирование, а России — потеря одной из важнейших отраслей ВПК, гордости российских высоких технологий.
       
       Анатолий САВИНОВ
       
06.03.2000

Отзыв

№ 9
6 марта 2000 г.

Подробности

Когда верстался номер

Степашин стал разрешенным политиком

И. О. Карандаша
 Расследования

Разведка болью. Как продается будущее отечественных спецслужб

По местам стоять!
 Власть и люди

Пробка имени... Ленина?

Гудящая предвыборная платформа

I-net мигалкам!

Правительство выдало еще больше маяков
 Власть и деньги

Зеленый свет доллара

Можно ли спасти то, что еще осталось?

Авиамоторостроение: правительство голосует "за".

Чеченизация Bank of New York

Престол - лобное место конфессии. Началась гонка за место нового Папы Римского

Тюменские друзья Солоника
 Общество

От заката до рассвета

Стоимость предвыборной похоронки

Кто такой Адам Дениев

Бездумное решение

Низко кланяюсь долготерпению народа, к которому принадлежу
 Навстречу выборам

Как делать?

Заговор ФСБ, или просто бизнес
 Четвертая власть

Владимир Молчанов: Диктатура в России возможна всегда

Телезритель недели: Адрей Бабицкий

ТЕЛЕновости от...

Заклятые политические враги ОРТ и ТВЦ оказались обручены общим несчастьем.
 Свидание

Сергей Станкевич: Все силы ушли на деление. И отнимание
 Сюжеты

Оборотная сторона конверта

Если пьешь - разбавляй

Лакцы
 Спорт

Динамо-мэтр. Легендарный клуб сегодня без звезд.

Влюблен в собственное желание
 Культурный слой

Семь самураев тридцать лет спустя

Загнанных голубей пристреливают, не правда ли?

Фазиль Искандер: Когда мысль опирается на палку...

Гайдай - отец бесшоковой терапии

Абстрактное всемогущество

Гомо пластикус

Стол яств русского авангарда

Два века: золотой и самоварный
 Ведущий номера:
Алишер      
МУРТАЗАЕВ

Новая почта
Введите ваше регистрационное имя
Введите ваш пароль

Регистрация


   

   

2000 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100