NovayaGazeta.Ru
    
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

line-text.jpg (4843 bytes)

line-sod.jpg (4733 bytes)

ЗДРАВЖЕЛТАЩМЪР — 2
Из школы снова хотят сделать казарму. Идеологическая муштра уже началась

       
       В последнее время я все чаще ощущаю себя той работницей завода по производству мясорубок из старого советского анекдота, которая регулярно выносила с завода детали, но никак не могла собрать дома мясорубку: все время автомат Калашникова получался.
       С коллегами-учителями, с директорами школ, с ребятами, с родителями, с методистами, учеными мы все пытаемся из свежих идей, программ, находок, деталей придумать, собрать, создать такой школьный уклад, в котором ребенок огражден от всяческой муштры, давления и насилия, где ему удобно жить, расти и развиваться...
       И вроде уже что-то создается, склеивается, собирается... И вот опять получается автомат Калашникова

       
n06n-08.jpg (25179 bytes)
       На сей раз автомат Калашникова получился в последний день 1999-го, когда только что вступивший на престол наследный президент России подписал не только указ о гарантиях своему предшественнику и всей его семье, но и «Положение о подготовке граждан РФ к военной службе», на которое, впрочем, внимание обратили далеко не сразу.
       А зря. Ибо положение это вводит «обязательную подготовку по основам военной службы в государственном, муниципальном, негосударственном образовательном учреждении». Короче, в каждой школе. Снова, как двадцать лет назад, в каждую школу хотят ввести пресловутое НВП, начальную военную подготовку.
       В последние дни реакция наконец последовала. Отрицательная реакция — в учительских, на родительских собраниях, в газетах, телерепортажах. Однако смущает меня крайне опасливая интонация многих комментариев. Впечатление такое, что выступающие против возвращения НВП в обязательную школьную программу боятся, что их уличат в политической неблагонадежности.
       «Мы не против начальной военной подготовки. Мы понимаем сложности армии. Мы и не против принятого постановления. Просто оно нам кажется...». А дальше — доводы против. Это лепетание от имени вечно анонимного «мы» напечатано в основном нашем педагогическом печатном органе.
       Я тоже понимаю сложности армии. Но я категорически против принятого постановления. Против введения в школе обязательного НВП.
       Против, потому что сам некогда проходил в школе это самое НВП (тогда — ГРОБ, гражданская оборона), натягивал противогаз и маршировал на школьном плацу. Свидетельствую: ни один предмет не имел у школьников столь низкого рейтинга, ни про кого в школе не сочиняли таких смешных и злых рассказов и анекдотов, как про военрука.
       Против, потому что НВП — это очевидная перегрузка учеников выпускных классов. А сегодня именно перегрузка стала самой серьезной проблемой школы. Московский комитет образования только что в приказном порядке потребовал снизить нагрузку старшеклассников. Неужели все эти усилия закончатся тем, что добавят еще и НВП, к тому же с обязательными учебными сборами?
       Говорят, что пока еще можно основы военной службы — ОСВ (это новый псевдоним все того же НВП) изучать на уроках ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности). Наверное, можно. Но тогда вместо абсолютно необходимых знаний о том, что делать, если застрял в лифте, если загорелся телевизор, если чувствуешь запах газа, если в вагоне лежит ничья сумка, — вместо всего этого ребята будут маршировать и кричать «Здравжелтащмър!»
       И еще я против, потому что не понимаю, откуда возьмутся деньги на оборудование, кабинеты, создание упомянутых в положении специальных учебных пунктов. Если все это предполагается делать за счет мизерных школьных денег, которых нынче не хватает ни на нищую учительскую зарплату, ни на учебники, — это просто преступление против страны, против ее будущего.
       Но даже если возникнут некие дополнительные деньги на допризывную подготовку (откуда?), то вместо организации массового заучивания устава караульной службы лучше подкормили бы бесплатно в школьном буфете хилых и вечно голодных наших тинейджеров, подкупили тренажеры, спортинвентарь, добавили уроки физкультуры, чтобы в армию шли сытые, здоровые, тренированные ребята.
       А еще я против НВП, потому что не хочу возврата к школе-казарме. Наши старшеклассники, марширующие по школьному двору в синей милитаризированной форме с противогазами на боку, стали одним из самых расхожих, узнаваемых и пугающих символов коммунистической империи.
       И если школа вновь становится казармой, то о какой грядущей двенадцатилетке может идти речь? Казарма? — тогда чем меньше срок мотать, тем лучше. А двенадцатилетку если и вводить, то только вместе с профессиональной армией. Как минимум, вместе с переносом на год срока призыва в армию.
       Но обо всем этом ни слова в нынешних проектах, зато бродят совсем другие идеи: внедрение в школу военруков, широкий призыв резервистов на сборы, призыв студентов...
       Даже не знаю, стоит ли в нашем правовом государстве говорить о такой мелочи, о таком пустяке: грядущее обязательное НВП в школах просто незаконно. Как, кстати, и упомянутый в начале моих заметок указ о защите «семьи». По федеральному закону «Об образовании» НВП в школе можно изучать только на добровольной основе, факультативно, с согласия родителей.
       Генералы с апломбом заявляют, что «в Минобороны как раз сейчас готовят поправки в закон «Об образовании». Ну и что? Или «готовят в Минобороны» — это у нас уже автоматически означает «приняты Госдумой, Советом Федерации и подписаны президентом»?
       Кстати, почему бы Минобразования параллельно не начать готовить поправки к закону о воинской службе? Если пироги печет сапожник, почему бы пирожнику не начать тачать сапоги?
       Все же как силен этот неистребимый соцреализм, эта большевистская уверенность, что можно реальную картину заменить желаемой, что можно сформировать у молодежи позитивный образ армии с помощью принудиловки, специальных учебников, лекций и зачетов! Почти четверть века преподаю в школе именно в те самые «последние два года обучения», о которых речь в «положении», и именно в старших классах всегда был классным руководителем. И прекрасно знаю, как знают многие учителя, что, если можно будет приехать с ребятами в реальную (достойную!) воинскую часть, устроить там настоящие, интересные, захватывающие военно-спортивные состязания, если сытые, обутые, отмытые, тренированные, грамотные солдаты покажут школьникам свое ремесло и свое мастерство, не только мальчишки охотно поедут, но и девчонки за ними увяжутся. Известно, сколь эффективны для «трудных подростков» (как будто есть легкие!) всерьез, по-настоящему организованные летние военно-спортивные лагеря, сколь притягательна и престижна всяческая военная атрибутика по-настоящему элитной современной армии...
       Да простят меня читатели: весь последний абзац взят из моей статьи «Здравжелтащмър!», напечатанной в «Новой газете» два года назад. Да простят за то, что очевидные вещи приходится повторять много раз.
       Знаю, что от дурных законов в России спасает их дурное исполнение, что денег все равно не найдут, и ничего из очередного «положения» не получится, кроме показухи, липовых отчетов и очередного вранья на всех уровнях.
       Но, может, в этом и цель?
       Ведь именно благодаря бессмысленной идеологической муштре с самого детства и отсутствию в тогдашних школьных программах необходимых, а потому опасных знаний основ экономики и права безымянная работница с завода мясорубок из упомянутого старого анекдота так никогда и не поняла: если увеличивать только оборонный заказ, только армейский призыв и количество военруков в школах, она навсегда останется без мясорубки!
       И она опять голосует за ту власть, которая, милитаризируя школу, готовит нам всем совсем другие мясорубки.
       
       P.S. В редакцию поступило заявление форума «Российская школа» с резко негативной оценкой возвращения в школу НВП, а также обращение Российской ассоциации учителей математики, выражающее тревогу по поводу призыва среди учебного года учителей-мужчин на военную службу и предлагающее в условиях резкой нехватки в ряде школ учителей, а тем более мужчин-учителей, считать работу учителя альтернативной службой.
       
       Евгений БУНИМОВИЧ
       
14.02.2000

№ 6
14 февраля 2000 г.

Обстоятельства

У нашей власти один выход — побег

Убийцы сопровождения - 2

Подробности

Что было в Рязани: сахар или гексоген?
Расследования

В Перми свобода слова ограничена свободой передвижения

Охота к перемене мест

Почем на Украине бесплатный российский газ
Власть и люди

Фиговый листок Адамова - 3

Здравжелтащмър - 2
Специальный репортаж

Пуля Ястрежембского, или охота вместо неволи
Общество

Глухая Фемида с телефонной трубкой

Музыкальная пауза длиной в четыре года

Братская могила на колесах

Черное солнце Грозного может взойти и над Москвой

Не бомбить!

Полный Кошман

Зиг, Хайдер!

Не волки по крови своей

Одни строят воздушные замки, другие — подземные города
Навстречу выборам

Выборы в ситуации агрессивно творимого мифа
Четвертая власть

Как создавалась крупнейшая PR-компания на первой кнопке б. Всесоюзного телевидения

Раф Шакиров открывает карты

Теленовости от Виктора Шендеровича

Российский эфир глазами эмигранта
Точка зрения

Отделение связи

Твердая рука — друг. Но чей?

Убийства с улыбкой
Инострания

Хочешь гражданство? Пиши диктант

Шведская модель национал социализма
Спорт

У "Сконто" есть и латы, и рыцарь

Утечка ног
Культурный слой

Плюс шекспиризация всей страны

Александр Хван: Я заставлю миллионы разделить мое счастье

Ариадна с мотком проволоки. Не колючей

Сплошная электрификация: всем все до лампочки
Реклама и информация

Наша забота — жизнь!

Тяжелые дни легкой промышленности

За подарком — в ТГ "Георг"
Ведущий номера Ведущий номера:
Олег            
ХЛЕБНИКОВ

Новая почта
Введите ваше регистрационное имя
Введите ваш пароль

Регистрация


   

      

2000 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

       


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100