NovayaGazeta.Ru
Всё о газетеПоиск по архивуНаши акцииНаши расследованияКолумнистыФорум «Открыто.Ру»Сотрудники редакцииТелефоны редакцииРеклама в газете

МУЗА — НЕРУШИМАЯ СТЕНА
Даже в городе, который разрушен
       
       Анна Ахматова «Поэма без Героя». Моноспектакль Аллы Демидовой с участием Камерного оркестра театра «Новая опера» (дирижер — Евгений Колобов)
       
       
В студенчестве рецензенту «Новой газеты» случилось читать Плутарха. Рецензент немного вынес, но одно рассуждение в нем застряло навеки. Обстоятельно доказывая, что властитель Крита и враг Афин царь Минос был правителем и воителем, но вовсе не исчадием ада, а хмурый его полководец Тавр не был человекобыком и не пожирал афинских пленников в лабиринте (как утверждали впоследствии гениальные трагики Аттики), — Плутарх заключает:
       «Из этого примера видно, как опасно навлекать на себя ненависть городов, у которых есть прозаики и поэты».
       Россия начала ХХ века кажется разоренным городом, которому недостало поразительным образом ни прозаиков, ни поэтов, соразмерных его трагедии. И не оттого ли кажется теперь, что мы — родом из какого-то другого города...
       Поменьше. С иным диалектом. С гоголевской лужей на пупе рыночной площади, меж управой и казармой. С довольно уездным архитектурным ордером.
       Это ощущение растет и ветвится быстро, как липовые, осиновые побеги в трещинах ампирных фасадов некогда блистательной, балетной, а потом пыльной и обветшалой улицы Росси.
       Посему, отправляясь на моноспектакль Аллы Демидовой «Поэма без Героя», рецензент ставил скверный эксперимент на себе.
       ...Этот текст оттолкнет ли ожесточенное восприятие?
       Или овладеет сознанием, как это было с первыми слушателями в блокаде, а с нами пять—восемь лет назад?
       ...Алла Демидова не играет Анну Ахматову. К счастью, на сцене нет ни шали, ни кустарного платка в розанах, ни камей, ни черных агатов. Прямые, жесткие нынешние темные зеркала в латунной оправе не воспроизводят зал Фонтанного Дома, лишь напоминают о нем. И — бесконечно множат силуэт стоящей на сцене.
       Рама без портрета, с воистину черным квадратом смотрит в зал. Ночной столик и кресло красного дерева — на сцене. В старом подсвечнике — одна прямая свеча. Актриса одета и держится как «наследница по прямой». Той же породы, следующего поколения.
       Мысль о предках и о потомках — одна и та же в сущности мысль. В 1920—1930-е и теперь — разрыв был бы (или — был) самоубийством: человек, не укорененный в своей культуре, погибнет от нелюбви к самому себе.
       А мы... Мы родом из руин великого города.
       Моноспектакль Аллы Демидовой — прямое, хриплое, горьковатое напоминание о том. Жест гражданского просветительства: счастливы страна и нация, у которой элитарная культура считает нравственно необходимым для себя именно такой жест, а слушатели воспитаны в готовности к восприятию.
       Сама «Поэма без Героя», энциклопедия Серебряного века, была не в последнюю очередь таким жестом. И не ее ли художественной силе обязаны мы воскрешением той эпохи в сознании поколений 1950—1960-х?
       А значит, и сохранением способности понимать текст как плотный сплав культурных слоев, все его третьи, седьмые, двадцать девятые смыслы.
       О культурных слоях: составитель программки к этому моноспектаклю обязан показать текст умному филологу. Умный филолог — строк пять попросит исправить немедленно.
       В «музыкальный контекст» поэмы наряду с «Чаконой» Баха, Седьмой симфонией Шостаковича, «Карнавалом» Шумана неотменимо вписан «Петрушка» Стравинского. В нем — лейтмотив поэмы. Петербургская арлекинада кукольного треугольника Петрушка—Балерина—Арап не случайно близка к фабуле «1913 года». Из балета в текст перешла Пляска Кучеров. Их объединяет и место действия — «балаганное» Марсово поле.
       Страшная ирония петербургской топографии известна Ахматовой, это она отметит в записях: знаменитая в 1910-е годы дамская лавка «Смерть мужьям» располагалась на Невском чуть ли не в том же доме, который заняла военная прокуратура в конце 1930-х...
       
       P.S.
       Этот камерный моноспектакль был бы идеальной основой для телефильма.
       С комментарием, с крупными планами лица и жестов, с панорамной съемкой Фонтанки и Галерной, со всей пестротой одежд, лиц, полотен, театральных эскизов, втянутых в водоворот текста, — этот учебный для школ, гимназий, пединститутов предназначенный фильм учил бы прежде всего забытому изяществу жеста, строки и линии. Блеску высокой культуры. Уважению к самим себе.
       Стоим мы этого наследия или нет, но оно наше.
       
       Е. Д.
       
24.01.2000
       

№ 03
24 января 2000 г.

 Обстоятельства
Антология политических предательств. Январь 2000
 Подробности
Чечня: пропавшие ветераны
У одних в графе потерь — числа, у других — дети
Как обставили Кремль
 Реакция
В редакцию «Новой газеты». Возвращаясь к напечатанному
 Расследования
Правоохранительный каток. Трагедия на Щербаковской
С террористами не разговариваем. Но помогаем? Версия взрывов домов в России
 Власть и люди
Это ж не просто чьи-то хотелки! Виктор Степанович Черномырдин
 Власть и деньги
Пропаганда бюджетом
Все, что встает на востоке, уходит на запад
Наши новые деньги вытеснят доллар?
 Специальный репортаж
Да светится крыша твоя!
Акция «Новой газеты» «Нет мигалкам на дорогах»
 Общество
10 главных страхов в России
Излечися, хам
Сделай теплым «Светлый дом»
 Навстречу выборам
Россия любит воевать? Вранье! Глеб Павловский о текущем моменте
 После выборов
Депутаты несли не только ответственность
 Точка зрения
Придирки
Лучше поддерживать власть, чем штаны?
Где продается вдохновенье?
 Инострания
Уши и хвосты под защитой конституции
Бюргер и «немецкое чудо»
 Сюжеты
Дама с задачкой
Пень сакуры
 Спорт
Анатолий Карпов: «Банки не переводят деньги чемпионам»
 Культурный слой
Что для личности — трагедия, для народа — хроника
Сон в зимний вечер
Муза — нерушимая стена
 Санкт-Петербург
Событие: Эрмитаж впервые опередил Лувр


Новая почта
Введите ваше регистрационное имя
Введите ваш пароль

Регистрация


   

   

2000 © АНО РИД «НОВАЯ ГАЗЕТА»
Перепечатка материалов возможна только с разрешения редакции
и с обязательной ссылкой на "Новою газету" и автора публикации.
При использовании материалов в интернете обязателен линк на NovayaGazeta.Ru

   


Rambler's Top100

Яндекс цитирования Rambler's Top100